Жила-была одна глава сельского поселения Воронежской области, и повстречался ей однажды на жизненном пути житель Москвы. Рано или поздно, но это должно было случиться — и случилось: иногородний принц забрал её на свою родину в стольный град, и осталось поселение в количестве около 1000 жителей без присмотра. Осталось один на один с залетной молодежью, время от времени слетающейся на дискотеку из райцентра Терновка, теперь уже рухнувшим мостом и двумя грузовиками на нем. Село это зовется Братки, расположено оно на востоке Воронежской области.
На начало ХХ века оно относилось к Борисоглебскому уезду Тамбовской губернии, но волею судьбы отныне это Воронежская область. Свое название село получило не от каких-то «братков», а от слова «брод», так как через него протекает река Савала.
Итак, село осталось без руководителя, и около четырех месяцев эти обязанности выполняла специалист местной администрации, пока на 24 ноября не были назначены выборы.
Выдвинулись три кандидата:
Как ни странно, исполнявшая обязанности главы села свою кандидатуру выдвигать на выборы не стала. Да-да, бывает и такое — человек сознательно отказывается от руководящей должности.
Самым интересным оказался представитель ЛДПР, для которого эти выборы не первые, но своё фото для информационного стенда он не предоставил ещё ни разу. Не стали исключением и выборы в Братках. Возможно, это такая «фишка» от ЛДПР — выдвигать кандидата без фото, но выглядит это на стенде с информацией о кандидатах не очень.
Что надо, чтобы побывать на выборах в Братках? В 5:00 выехать из Воронежа и встретить рассвет на трассе. Около трех часов в пути и вот они — Братки!
Выборы проходили в местном доме культуры, определить в нем избирательный участок помог флаг.
Здание находится в очень плохом состоянии, поэтому внешне это похоже на заброшенное предприятие, а не на обитель культуры, но вывеска не оставляет сомнений.
Приехали к открытию участка, поэтому начались традиционные процедуры подготовки к голосованию: объявление числа избирателей и количества избирателей, изъявивших проголосовать дома, гашение открепительных удостоверений и т.д. Надомное голосование — это всегда возможность познакомиться с селом, поэтому я вызвался наблюдать с первый переносной урной. По промерзшей земле (ночью было -10С) отправились в путь в 8:30.
Выходим с урной из одного из домов, водитель комиссии спрашивает, знаю ли я, в чьем доме только что был. «Не знаю», — ответил я.
«Зря. Это дом тещи действующего губернатора Воронежской области Александра Гусева», — улыбается водитель.
Я воспринял эту информацию как шутку, так как дом мало чем выделялся среди других, но сотрудники администрации подтвердили эту информацию. По иронии судьбы все соседи вокруг этого дома держат гусей, которые при приближении постороннего человека с гоготом бросаются наутек.
Воронежское «гэ» стало визитной карточкой области, и этим уже не удивишь.«Гэканье» распространено на юге области, а вот на северо-востоке впервые встретил другой диалект. Старушка здесь расскажет члену избирательной комиссии, что «она не выходЯ уже из дома и не знаЯ, что ходЮтЬ и голосуютЬ». В Братках «слушаЮтЬ», «сидятЬ», а он или она «читаЯ», а не читает, «лежА», а не лежит и т. д. Подобный говор проскакивает у тех, кому за 90, а вот люди среднего возраста уже говорят на привычном русском языке. Пройдет всего несколько лет, и область потеряет редкую филологическую диковинку.
Село интересное не только в плане языка, но и в плане застройки — объединены разрозненные дома: тут пять домов, а на улице, которая находится где-то на расстоянии 2 км — ещё 10. Так приходилось искать 47 голосующих дома избирателей.
Легко заблудиться, имея даже точный номер дома. Ещё одной достопримечательностью стало кладбище, расположенное прямо посередине улицы. Местные жители рассказали, что село так разрослось, то некрополь оказался среди жилых домов.
На участок мы вернулись только к двум часам дня. Чтобы объехать всех желающих проголосовать, потребовалось около пяти часов.
Вернулись на участок, когда и без того небольшой поток избирателей иссяк. Редкий житель забредал, чтобы выбрать нового главу. Некоторые сразу шли к членам комиссии за бюллетенем, кто-то читал стенд. Возмущались, что кандидат от ЛДПР не предоставил своё фото. Смущала партийная принадлежность: «В [партии, у которой недавно был съезд в Москве] одни жулики! За них голосовать не буду!»
Зато для членов комиссии это было время обсуждения житейских вопросов.
Выборы проходили тоскливо и без происшествий. К вечеру ручеек избирателей окончательно пересох, разве что редкие водители, вернувшиеся со смены, нарушали покой.
Часто бывает так, что в последние минуты перед закрытием избирательного участка приходит бдительный избиратель. А Братках в этот час за дверью раздалось пронзительное мяуканье. Члены комиссии всполошившись — пришел кот, живущий в Доме культуры. Ему открыли дверь, зверь сразу начал обходить владения. Поскольку участники избирательного процесса трапезничали, то и ему перепала колбаса, которая тут же была уничтожена. Не долго длилось кошачье счастье — как только вышло время для голосования, кота, чтобы не мешал, выставили на улицу.
Объявили о закрытии участка, основные данные по количеству проголосовавших, погасили неиспользованные бюллетени. Подсчет голосов дал абсолютно предсказуемый результат.
С большим перевесом победила местная жительница, представлявшая партию «Единая Россия».
При подсчете бюллетеней из переносных урн обнаружилось, что на одной сохранилась старая наклейка областной избирательной комиссии с радугой. Кто-то из членов комиссии тут же произнес: «Братки — это Европа». Кто-то пошутил в ответ: «Я не с вами».
На главном стенде старый символ комиссии был заклеен новым — запрещенные символы там отсутствуют.
То, что победила сотрудница МФЦ, не удивительно — среди кандидатов она единственный житель села, её знают. Остальные кандидаты поселение, где баллотировались, своим внимание не почили. Запрос на конкурентные выборы был: многие жители жаловались, что не случилось предвыборной кампании и встреч с избирателями. Это видно и по большому числу испорченных бюллетеней, 24 избирателя выразили свой протест таким образом, а некоторые даже оставили пожелания: «За честные выборы! Без подставных кандидатов!»
Официальные результаты такие:
Из 874 избирателей проголосовали только 310.
Постепенно в Братки приходит цивилизация. Накануне выборов в школу провели оптико-волокно, и теперь ученики получили скоростной Интернет. Мобильный Интернет и сотовая связь во всем селе работали без каких-либо нареканий. У многих здесь есть дома газ, но увы, не у всех — некоторые дома продолжают топиться дровами, так как 80 тысяч рублей на подключение есть не у каждого. С дорогами совсем беда, проехать даже по промерзшей земле от одной улицы к другой — целая проблема. Даже трудно представить, как люди добираются домой в период дождей.
Выделены деньги на ремонт Дома культуры в следующем году. Ремонтировать будут не только фасад, но и канализацию проведут. Больше Дом культуры не будет начинаться маленьким уличным домиком.
Символично, что завершающие 2019 год выборы в Воронежской области прошли в Братках. В 2016 году они прославились скандалом с вбросом бюллетеней, зафиксированным наблюдателем. Прошедшие в этом году выборы показали, что избирательная комиссия может работать открыто. Даже у самого придирчивого наблюдателя не возникнет никаких вопросов, а если и возникнут, то они решатся сразу на участке, без привлечения внешних сил и скандалов.
Весной Дом культуры села Братки закроется на капремонт. Хочется верить, что следующие выборы будут проходить не только в отремонтированном здании, но и в свежей конкурентной среде, когда разные кандидаты наперебой начнут предлагать программы развития села.