29 и 30 августа в Рийгикогу (парламенте Эстонии) проходили выборы президента этого государства. За 3 тура депутаты так и не решили, кто же достоин быть главой республики, и окончательное решение примет уже коллегия выборщиков 24 сентября. Я был свидетелем непосредственной процедуры в Рийгикогу, и хочу подробно написать об увиденном.
Эстония – это парламентская республика, где полномочия президента очень ограничены. Уже первая конституция Эстонии от 1920 была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках, а поста президента в ней вообще не предусматривалось. Хотя сейчас он уже и существует, и является главой государства, функциями исполнительной власти и гаранта Конституции президент не располагает. Одна из основных обязанностей этой должности – представительская в международных отношениях.
Внутри Эстонии президент объявляет очередные или, если это необходимо, внеочередные выборы в парламент. Также президент может наложить вето на законы, принятые парламентом, и за всю историю с 1992 по 2014 год этим правом 3 президента воспользовались 62 раза, из них 4 - повторно. В 12 случаях президент направлял закон в Государственный суд, из которых в 10 случаях закон признавался противоречащим Конституции.
Президент Эстонии обладает еще множеством церемониальных и технических функций, однако его роль прежде всего в обеспечении политического баланса со стороны исполнительной и законодательной власти. Срок полномочий президента – 5 лет с возможным переизбранием подряд только ещё на один. Кандидатом может быть гражданин Эстонии по рождению не моложе 40 лет. В случае избрания президент должен выйти из партии, если до этого состоял в ней. Учитывая общую незначительную, как считают многие в Эстонии, обязанность, некоторые политические и общественные деятели уже неоднократно ставили вопрос об упразднении этой должности. Однако пока политическая элита не готова пойти на такой шаг.
С момента обретения независимости в Эстонии было уже 3 президента. Первые выборы прошли 20 сентября 1992 году, и по закону того времени в первом туре голосование было всенародным. При явке в 68% бывший председатель Верховного Совета Эстонской ССР Арнольд Рюйтель набрал 42,2%. Его основной конкурент Леннарт Мери, бывший на то время министром иностранных дел, получил 29,8%. Голосование во втором туре было возложено на парламент и уже там за Мери проголосовало 59 депутатов, а за Рюйтеля всего 31. Уже тогда стал виден разрыв между народом, который тяготел к аграрно-консервативным, более левым взглядам, и новой эстонской элитой, занимавшей значительно более правые позиции, включавшие как либеральные, так и националистические элементы.
На вторых выборах 1996 года (до этого срок полномочий был ещё ограничен 4 годами вместе с Рийгикогу) Мери и Рюйтель вновь сошлись друг против друга, но парламент за 3 тура так и не смог избрать президента. Леннарт Мери получил 45, 46 и 52 голоса соответственно, но для победы требовалось поддержка не менее 68 депутатов. Решение об избрании перешло в коллегию выборщиков, состоящую из 101 депутата Рийгикогу и 273 представителя советов местного самоуправления. В первом туре участвовало 5 кандидатов, и вновь Мери занял уверенное первое место с 139 голосами, что все же было менее половины. Во втором и окончательном туре за него проголосовало 196 выборщиков при 126 у Рюйтеля.
Если предыдущие выборы можно было условно назвать победой элиты, то в 2001 году, когда Леннарт Мери уже не мог выдвигаться на третий срок, их кандидаты проиграли. Вновь три 3 тура голосования в парламенте не принесли избрания, причем ни один кандидат не набрал и половины голосов. В итоге на коллегии выборщиков в первом туре лидерство с 114 голосами получил все тот же Рюйтель, а на втором месте с 90 выборщиками оказался председатель Рийгикогу Тоомас Сави, член либеральной Партии реформ. При этом оба других кандидата, участвовавших в выборах в парламенте, незначительно отстали от Сави. Рюйтель же вообще не этот раз стал выдвигаться в Рийгикогу и сделал ставку на выборщиков, что в конечном счете принесло ему победу во втором туре со счетом 186 на 155 против Сави.
Президентство Рюйтеля ознаменовалось рядом скандалов и обвинений против него, как за подозрения сотрудничества с КГБ, так и за поведение его внучек, устроивших вечеринку в президентском дворце. На выборах 2006 года он не стал выдвигать свою кандидатуру на второй срок в Рийгикогу. Однако его сторонники, составляющие больше трети мест, фактически заблокировали избрание нового президента, делая бюллетени недействительными. Во всех 3 турах был всего один кандидат: в первом - член правой консервативной партии Союз Отечества и Эне Эргма, а во втором и третьем - депутат Европарламенте и социал-демократ Тоомас Хендрик Ильвес. Эргме для избрания не хватило 3 голоса, а Ильвесу - 4. В коллегии выборщиков было всего два кандидата, и для многих неожиданно Ильвес смог победить действующего президента Рюйтеля со счетом 174 на 162. Таким образом, эстонский истеблишмент взял реванш за поражение 2001 года.
Авторитет Ильвеса оказался таким высоким, что в 2011 году он был легко переизбран на второй срок сразу в первом туре в Рийгикогу. За его кандидатуру отдали голоса 73 депутата от Партии реформ, Социал-демократической партии и Союз Отечества, тогда как единственный конкурент Индрек Таранд получил всего 25, за него проголосовали депутаты Центристской партии.
Для выдвижения в президенты Эстонии необходимо собрать подписи не менее 1/5 депутатов Рийгикогу, т.е. 21 из 101. Один депутат может поддержать только одного кандидата, таким образом, теоретически в Рийгикогу может быть выдвинуто не более 4 человек.
Голосование происходит тайным и традиционным путем. Несмотря на то, что Эстония - единственная страна в мире где на выборах можно голосовать в интернете, президента избирают, ставя отметки в бюллетене и опуская их в урну. Если в первом туре ни один кандидат не набрал 2/3 голосов (всего 68), то на следующий день назначается второй.
При этом происходит повторное выдвижение кандидатов путем сбора подписей. Любая партия может менять кандидатов, что часто происходит. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает коллегию выборщиков, состоящую из депутатов и представителей советов местных самоуправлений.
Оба кандидата из третьего тура могут быть автоматически выдвинуты на коллегию. Однако также любой другой человек может быть выдвинут, если его поддержат не менее 21 выборщика. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и во втором туре ни один из кандидатов не наберёт большинства голосов участвующих в голосовании членов коллегии выборщиков, то вся процедура выборов повторяется заново, начиная с голосования в парламенте.
Несмотря на то, что в нынешнюю правительственную коалицию входят 3 главные системные партии - Партия реформ (30 мандатов), Социал-демократическая партия (15) и Союз Отечества (14), только первые две договорились о совместном выдвижении кандидатов на президентских выборах. Им стал спикер Рийгикогу социал-демократ Эйки Нестор. Однако Партия реформ на случай неизбрания Нестора в первом туре практически официально уже заготовила замену в виде своего члена, бывшего премьер-министра и вице-президента Еврокомиссии Сийма Калласа, которого также уже должны были поддерживать социал-демократы. На крайний случай у реформистов был и третий кандидат, бывший министр иностранных дел и нынешний депутат Европарламента Урмас Паэт.
Центристская партия с 27 мандатами, уже много лет находящаяся в изоляции от коалиции, пережила волну потрясения, когда на внутрипартийных выборах Майлис Репс обошла многолетнего лидера центристов Эдгара Сависаара, что стало политической сенсацией. Несмотря на откровенно враждебные личные отношения, Сависаар в итоге все же был вынужден поддержать Репс, хотя уже понятно, что партию он постепенно теряет. Третьим и последним кандидатом стал бывший канцлер юстиции Эстонии Аллар Йыкс, который собрал 21 подпись депутатов от Союза отечества и Свободной партии Эстонии, у которой 8 депутатов. Хотя первые находятся в правительстве, а вторые - в оппозиции, консерваторы на президентских выборах решили идти сообща.
Ультраправая Консервативная народная партия, которая имеет 7 депутатов, своего кандидата не выставила и принципиально заявила об отказе всем в поддержке при голосовании. Их цель - коллегия выборщиков, где свою кандидату собирается выставить лидер партии Март Хельме. Однако на протяжении всего хода кампании звучало еще одно имя, как потенциального кандидата – министра иностранных дел Марины Кальюранд, в прошлом посла Эстонии в России. Именно она имеет самый высокий рейтинг среди населения в пределах 25-30%, тогда как Эйки Нестор всего 2-5%, а Сийм Каллас 17-22%. Беспартийная Кальюранд очень рассчитывала на своё выдвижение от Партии реформ, если и не в Рийгикогу, то уж точно в коллегии выборщиков. При этом у неё была и определенная поддержка внутри Партии реформ. Были даже опасения, что её фигура может стать причиной раскола реформистов. Некоторые вообще считают, что для правящей партии «свой» президент и не нужен.
Наблюдать за выборами президента Эстонии в Рийгикогу может абсолютно любой человек, как присутствовать и на всех заседаниях. Несмотря на некоторую архаичность главного зала, находиться там очень уютно. Сидя на балконе прекрасно видно, как депутаты приходят и уходят, общаются между собой, выражают личные предпочтения. За довольно короткий период быстро запоминается, кто где сидит и в этом помогает прекрасный информационный буклет.
Сама процедура с содержательной стороны очень скоротечна. Первый тур выборов 29 августа открыл вице-спикер парламента Хелир-Валдор Сеэдер, поскольку сам спикер Эйки Нестор был кандидатом. Произнеся несколько официальных заявлений представители избирательной комиссии вынесли обычную непрозрачную урну, которая используется и на парламентских выборах. После её опечатывания, она была сразу унесена, а депутаты взяли бюллетени и быстро покинули большой зал. Само голосование происходило в другом помещении. Через час все снова собрались в зале заседаний, где должны были подсчитать голоса. Сначала члены комиссии вскрыли урну и достали из неё конверты с бюллетенями. Потом вскрыли их и отсортировали по каждому из кандидатов и стопке с недействительными. Подсчет голосов происходил публично перекладыванием и в слух. Эйки Нестор получил 40 голосов, Майлис Репс – 26, а Аллар Йыкс 25. 8 бюллетеней оказались недействительными, двое не голосовали. Сенсации не произошло, был автоматически назначен второй тур.
30 августа, как и ожидалось, вместо Нестора был выдвинут Сийм Каллас при поддержке 45 депутатов от Партии реформ и социал-демократов. Репс и Йыкс были вновь выдвинуты своими сторонниками. Перед вторым туром ходили слухи, что реформисты смогут договориться с частью центристов о поддержке Калласа, и что вообще Эстонию может ждать переформатирование правительства, но ничего подобного не произошло. Более того, неожиданно Репс своими голосами поддержали депутаты Консервативной народной партии, бюллетени которых в первом туре были недействительными. Как потом выяснилось, это было сделано тактически, чтобы не допустить выхода в третий тур Йыкса, которого националисты считали слабым кандидатом, способным проиграть уже в Рийгикогу, а их цель была довести дело до коллегии. В итоге Каллас получил только свои 45 голоса, а Репс 32 при 21 у Йыкса.
Шансов набрать 68 голосов в третьем туре Каллас и Репс практически не имели, и итог для обоих вышел даже хуже ожидаемого. Каллас получил только 42 голоса, а Репс - 26. Целых 30 бюллетеней были недействительными, очевидно, от Союза отечества, Свободной партии и Консервативной народной. Согласно конституции, выборы переходят в коллегию выборщиков и будут проведены 24 сентября. Сразу после третьего тура собралось руководство Партии реформ, которое однозначно выдвинуло кандидатом Сийма Калласа, что фактически поставило крест на надеждах Марины Кальюранд. Теоретически она может выдвинуться и самостоятельно, собрав 21 голос выборщика, но это автоматически станет для неё увольнением из правительства. Очевидно, что центристы, несмотря на внутренние противоречия, будут до последнего биться за Майлис Репс, которая имеет шансы на избрание, т.к. результаты сейчас крайне непредсказуемы. Консервативная народная партия выдвигает своего лидера Марта Хельме. Возможно, появятся и другие кандидаты от правых. Итоги выборов могут серьезно повлиять и на правительственную коалицию.
Увиденное в эти дни произвело на меня большое впечатление. 1 марта 2015 года в Таллинне и Пярну я наблюдал замечательные парламентские выборы в Эстонии. Но президентские в самом парламенте – это уникальный опыт. Ты сидишь на балконе и видишь, как происходит реальная политика и демократия, какой она и должна быть в стране с высокой парламентской культурой. Буду с интересом следить за дальнейшим развитием событий и поскольку законодательство Эстонии не требует какой-либо аккредитации на выборы любого уровня, буду всегда стараться туда приезжать и наблюдать.