23 февраля — в день Советской армии — в Германии состоятся досрочные (на полгода раньше срока) выборы в высший законодательный орган страны — в Бундестаг. В 2023-24 годах Германия значительно изменила своё избирательное законодательство таким образом, чтобы Бундестаг не «распухал» как это было раньше, за счет так называемых «дополнительных» и «компенсационных» мандатов.
На федеральных выборах немцы голосуют двумя бюллетенями: за кандидата по одномандатному округу (первый голос) и по партийным спискам (второй голос).
Распределение 630 мандатов производится примерно пропорционально среди партий, преодолевших 5-типроцентный барьер в соответствии с голосованием вторым голосом (помимо барьера к распределению допускаются еще «партии национальных меньшинств», коих на данный момент в Германии одна — партия SSW — датчан и фризов).
Поскольку «одномандатные кандидаты», в основном, партийные, постольку «пропорциональные партийные» мандаты сначала последовательно распределяются партией среди своих победивших одномандатников. Если у партии еще остаются мандаты, то они последовательно распределяются внутри «пропорционального» партийного списка.
В отличие от предыдущих лет, если в результате раздачи партийных мандатов «одномандатникам» все полученные партией по пропорциональному распределению мандаты закончились, то некоторые победившие в своем округе депутаты могут не получить мандат, при этом кандидаты из «партийного пропорционального» не получают мандатов вообще. (Раньше все кандидаты, победившие в своих округах, получали мандаты, а для достижения пропорциональности некоторым партиям выдавались «компенсационные» мандаты).
Итак, в Германии, основная конкуренция происходит между партиями. Партии делятся, как и в России, на два типа — парламентские (которые были представлены в немецком Бундестаге или в земельном парламенте не менее чем пятью депутатами; в немецком варианте они называются «etablierte Parteien») и непарламентские («unetablierte Parteien»).
Первые не подают специальных заявок на участие в выборах и могут не собирать подписи в поддержку выдвижения своих списков кандидатов. Вторые для выдвижения своего «земельного списка» (то есть, списка кандидатов в конкретной земле) обязаны представить от 1000 до 2000 подписей избирателей данной земли в поддержку партии.
Список партий, которые могут участвовать в выборах в Бундестаг, публикуется Федеральной избирательной комиссией. Понятие «партии» в Германии немного отличается от такового в России. Партия — это общественное политическое объединение, которое Федеральной избирательной комиссией (ФИК) допущено к выборам. Политические объединения (кроме парламентских партий) подают заявки на участие в выборах, а ФИК рассматривает по формальным признакам, может ли объединение участвовать в выборах.
«Парламентскими» партиями ФИК признала следующие 10 партий.
Представлены в Бундестаге:
Представленные в ландтагах не менее, чем пятью депутатами:
13–14 января 2025 ФИК рассмотрела заявки на участие в выборах (то есть, на признание партиями) от 55-ти политических объединений. 31 объединение было признано партиями, 24-м политическим объединениям было отказано в признании в качестве партий. Итого, в следующих выборах в Бундестаг может участвовать 41 партия.
Я не рассматриваю здесь политические программы партий. Но у меня сложилось твердая уверенность, что они представляют практически полный спектр немецкого общества. И ЭТО — ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО НАСТОЯЩИХ ВЫБОРОВ, отличающее их от российских квазивыборов.
Полагаю, что упомянутый мной спектр, искажен совсем чуть-чуть, впрочем, совсем идеального представительства не бывает. Так, среди отвергнутых ФИК политических объединений есть объединения с непонятными и экзотическими названиями — Партия за автоспорт, Холистическое право на жизнь, Идентичное движение, Ультранация, Объединенные прямые кандидаты, Добро, Оранжевая партия, AL (партия), Изменение роста, — а также три партии с анархизмом в названии.
Впрочем, среди признанных партиями (голосование в ФИК проводилось по каждой из этих партий) на этих выборах политических объединений тоже достаточно непонятностей и экзотики:
ФИК приняла единогласное решение в большинстве случаев, только один голос был подан против признания MLPD, один голос против и три воздержавшихся — за Социальный клуб каннабиса (CSC), один воздержавшийся — за DAVA, два воздержавшихся — за Партию доктора Ансая и три воздержавшихся — за Die Neue Mitte.
В избирательном бюллетене будет, возможно, меньше, чем 41 партия. Но уж точно, немцам не предложат выбор в виде нерушимого блока кукольных партий. Особенно жестоко этому радуются восточные немцы, вспоминая своё социалистическое прошлое.