В этом месяце мы наблюдаем окончательную смерть муниципальных комиссий. Госдума отказала им в праве на существование в марте этого года, когда в основной избирательный закон страны были внесены соответствующие поправки. Теперь решения о ликвидации муниципальных избиркомов скопом принимаются по всей стране. Их убивают в Ярославле, Владимире, Костроме и многих других регионах, где они до этого существовали.
С середины 2010-х годов, когда российская политическая система взяла курс на ликвидацию выборности муниципальных глав, и вплоть до нынешнего времени в наблюдательском и политическом сообществе было принято, мягко говоря, иронизировать над деятельностью и смыслом существования отдельных городских и районных комиссий.
Потому что по сути они ничего не делали, просыпались раз в 5 лет для того, чтобы провести единственные оставшиеся на их территории выборы и вновь впасть в блаженный оплачиваемый анабиоз. Просто мечта, а не работа для чиновника.
Да и вообще непонятно как эти конторы могли существовать. Например, ярославская городская комиссия съела за 2021 невыборный год хоть и небольшие, но деньги — 2,5 миллиона рублей. Она помещение занимает, бумагу белую, ныне очень дефицитную, употребляет для конторских нужд.
Совершенно непонятно зачем, ведь в том же городе Ярославле, равно как и во Владимире и других городах, есть областная комиссия, никакого отношения к мэрии и гордуме не имеющая. Она тоже умеет прекрасно организовывать ровно такие же, проводящиеся по федеральному и региональному закону выборы.
Именно такой логикой руководствовался и ЦИК, когда объяснял необходимость ликвидации муниципальных комиссий.
Но здесь имеет смысл задуматься вот над чем. Муниципальные комиссии существовали не сами по себе. Они являлись часть местного самоуправления и занимались тем, что проводили выборы глав и муниципальных представительных органов. В рамках автономии местного самоуправления и для его развития ровно так как это предполагает Европейская хартия местного самоуправления.
Эти комиссии проводили ныне несуществующие как класс выборы мэров. В частности — судьбоносные для Ярославля и ставшие знаменитыми на всю страну выборы 2012 года, на которых победил Евгений Урлашов.
Делом города было избрать мэра, делом комиссии — принять документы у претендентов и делом председателя ярославской комиссии Андрея Бурьяноватого — вручить избранному его удостоверение.
Теперь этого всего просто нет. После поправок в конституцию и до этого декоративное самоуправление «встроено» в единую систему «публичной власти», а выборов мэров в общероссийском масштабе нет уже почти десять лет. И комиссии стало быть просто не нужны. Тоже именно поэтому.
Так что, казалось бы, ну наконец-то ликвидировали этот самый бесполезный институт отечественной избирательной системы. Радоваться надо. Но нет — это все на самом деле очень грустно.