Наверное, впервые к бесспорно титанической работе коллег, подготовивших доклад о соблюдении избирательными комиссиями законодательства об обращениях граждан, мне есть что добавить. И это добавление будет весьма существенным.
Если мы с вами посмотрим сейчас на сайты подавляющего числа субъектовых комиссий, то увидим, что все они сделаны по одному шаблону и работают на одном «движке» (кстати, это Bitrix). Немаловажно, что эта стандартизация случилась в период с 2016 по середину 2017 года и была, как я уже писал выше, всеобъемлющей (всегда есть исключения, в данном случае это сайт ИКСФ Татарстана — у них там, видимо, своя епархия).
А теперь давайте на фактах доклада посмотрим к чему привела эта стандартизация.
В подавляющем числе случаев там, где форма для электронного обращения присутствует, и она хоть как-то пытается соответствовать закону, мы имеем дело с формой расположенной на «старом» сайте комиссии. В ряде случаев, скорее всего силами умельцев, в комиссиях созданы формы на новых «стандартизированных» сайтах. Отмечу этих героев: Республика Хакасия и Новосибирская область. В докладе упомянуты 8 комиссий, на сайтах которых присутствует «форма обратной связи». Эти товарищи, видимо, не имеют в штате умельцев, но догадались включить форму из стандартного функционала «движка» сайта.
Остальные 62 комиссии (как ярославский избирком, к примеру) оставили все как есть «по умолчанию» и не стали мудрить. Только и всего.
Кроме того, упомяну еще один важный аспект. В подавляющем числе случаев несмотря на заявленное «соблюдение закона о персональных данных» и тому подобные декларации, на сайтах не включено шифрование (тот самый https://) и все данные передаются в открытом виде. Я нашел только одно исключение — форма на сайте калининградской комиссии. Респект.
Каким выводом я хотел бы дополнить доклад коллег? Я сформулирую его в виде очевидного вопроса. Почему ЦИК, реализуя целый проект по приведению к общему стандарту сайтов субъектовых комиссий, не предусмотрел описываемый в докладе функционал? Этот вопрос вызывает у меня лично большое недоумение.