Центризбирком утвердил список регионов, в которых этой осенью будет использоваться электронное голосование. Ожидаемо в него вошла Ярославская область, где интернет-голосование тестировалось в течение нескольких последних лет. Электронно проголосовать можно будет как за губернатора, так и за кандидатов в ярославский муниципалитет. Такое совмещение утвердил ЦИК.
Электронное голосование на выборах в России с самого начала его внедрения вызывает массу вопросов. Например, в прошлом году в Москве использование этого способа привело к тому, что на ряде округов по бумажным и электронным бюллетеням победили разные кандидаты. Мнение пришедших на участки москвичей просто потонуло в массе электронных голосов за системных кандидатов.
В такой ситуации можно говорить о том, что голосующие бумажным бюллетенем избиратели становятся параллельным электоратом — их мнение просто не учитывается в итоговом результате.
Эта ситуация вполне может повториться и на предстоящих ярославских выборах. Причем если на голосовании за губернатора это будет скорее страховочная технология для уверенной победы Михаила Евраева безо всяких сюрпризов, то на выборах в муниципалитет она может спровоцировать скандал.
Подобное уже было в 2017 году, когда массу нареканий вызвало использование КОИБов [Комплексов обработки избирательных бюллетеней — ред.].
Тогда их применение переводили из тестового в обычное использование. Были отменены обязательные ручные пересчёты голосов на некоторых участках, и оказалось, что как-то иначе проверить КОИБы на честность попросту невозможно. Однако закон уже вступил в силу.
Электронное голосование в этом плане — еще более закрытая технология. А значит любые «странные» результаты в конкурентных округах могут вызвать обоснованное и понятное для избирателей недовольство оппозиции.
Кроме того, электронное голосование как нельзя лучше подходит для организации голосования бюджетников и сотрудников крупных предприятий.
Оно может проводиться в рабочее время, а в качестве терминала для доступа к госуслугам может выступать компьютер в кабинете кадровика. Или вовсе с людей могут требовать их учетные данные от портала «госуслуг». В прошлом году о таких случаях в Ярославле заявляли представители оппозиции и депутаты Сергей Хабибулин и Евгения Овод. Никаких наблюдателей в кабинете у кадровика, разумеется, не предусмотрено.
Одним из доводов в пользу электронного голосования, неоднократно озвученным ЦИКом, это утверждение, что молодежи так голосовать удобней.
Председатель Пролетарской ТИК города Рыбинска Евгения Шатова на прошедших выборах в Рыбинске сказала журналисту Михаилу Подивилову, что они получали такие инициативы от самой молодежи в рамках мероприятий проводимых комиссией, и было это задолго до нынешних инициатив ЦИКа.
Инициативу применения электронного голосования в итоге поддержали все опрошенные журналистом члены комиссий — как территориальных, так и участковых. И это очень показательно.
При этом именно довод об увеличении явки и привлечения интереса избирателей к выборам — это единственный содержательный аргумент «за», который высказывают представители избирательной системы.
Позволим себе с ним поспорить. Ведь интерес к выборам возникает не от того, что кто-то устанавливает на участках ящики, разговаривающие с избирателями, или обеспечивает возможность проголосовать через смартфон. Он возникает, когда выборы провоцируют общественную дискуссию о будущем города, области и страны. Когда выдвигаются и допускаются до выборов кандидаты, отстаивающие разные точки зрения на этот счет. И тогда у всех — от вчерашних школьников до пенсионеров — возникает желание тоже высказаться. И они делают это любым доступным образом.
А если выборы — это скучный процесс утверждения «согласованных» кандидатов, то конечно к ним не будет никакого интереса у молодежи, которую так хотят в своих речах привлечь к участию представители избиркомов. Они в принципе не склонны участвовать в скучных, заранее срежиссированных выборах и их можно понять.
Никакое электронное голосование в этом плане исправить ситуацию не сможет. Единственное, что оно может сделать — это обеспечить очередную страховку власти от влияния на выборы протестного электората, который можно этим электронным голосованием нейтрализовать.
Власть в итоге может этим воспользоваться на предстоящих выборах в Ярославле, ровно также как она сделала это год назад в Москве.