Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
Андрей Бузин
Эксперт по выборам
Коллаж: Ксения Тельманова

В Казань я ездил для того, чтобы поддержать «голосовцев» — нашего координатора по Республике Татарстан Мишу Тихонова и Азата Габдульвалеева. Оба получили прививку от нашего государства в виде повторных утренних обысков, изъятия электронной техники и блокировки счетов. Иммунитет к государственному произволу несомненно повысился, но нервов у них и их семей эти прививки отняли много.

И Миша и Азат много сделали для защиты избирательных прав граждан, прав, которые закреплены в Конституции, и которые должны обеспечиваться и защищаться государством. Но оно этого не делает. Точнее говоря, государство превратилось в защитника самого себя, а выборы имитирует для видимости демократии. И сопротивляется, если граждане, поняв это, начинают самостоятельно защищать свои конституционные права.

Я не буду здесь говорить о том, как государство, собрав у себя основные экономические ресурсы и используя все свои органы — законодательную и судебную ветви власти, силовиков, являющихся частью власти исполнительной, и прокуратуру, непосредственно подчиняющуюся президенту, в также обильно подкармливаемые СМИ, — активно участвует в выборах в качестве политического игрока. 

Наше государство вопреки Конституции ограничило пассивное избирательное право (право быть избранным) — как прямыми ограничениями, так и косвенными — всякими драконовскими подписными фильтрами. 

Наше государство обустроило удобную для себя и подконтрольную систему избирательных комиссий. 

Наше государство огородило себя от нежелательных кандидатов идиотскими ограничениями в агитации, сервильными судами и правооохранителями.

На выборах оно действует как огромный избирательный штаб с неограниченными ресурсами и вездесущими подразделениями в форме местных администраций. При этом оно не стесняется привлекать и коммерческих политтехнологов, иногда даже включая их в штат администраций.

Административные избирательные технологии по своим ресурсам не идут ни в какое сравнение с технологиями, описанными в классических книгах по избирательным технологиям. Но здесь я коснусь только одной, наиболее близкой мне темы — борьбы государства с общественными наблюдателями на выборах.

Методы этой борьбы до недавнего времени ограничивались вполне «травоядными» созданием псевдообщественных организаций наблюдателей и имитацией общественного наблюдения. Массовые удаления наблюдателей с избирательных участков на некоторое время утихли после «второго пришествия» Путина и введения законодательной нормы о том, что удаление возможно только по суду. 

Так же, как раньше организаторы выборов не замечали этих удалений, теперь организаторы перестали замечать избиение наблюдателей «неустановленными лицами» и «доставление наблюдателей» в отделения полиции. Удаление по суду было компенсировано введением административной ответственности за «вмешательство в осуществление полномочий избирательной комиссией».

2020-й год оказался переломным в области избирательных прав

Действующая власть решила окончательно закрепить своё существование, продлила возможность имитировать свое избрание, подстроила под себя государственную систему и успешно вывела страну из правового поля.

Это почувствовалось сразу, еще до конца года. 

Политические судебные процессы, начавшиеся в 2019 году, продолжились массированным давлением на политических оппонентов. Главными власть назначила Фонд борьбы с коррупцией*, штабы Навального* и «Открытую Россию»**. Этим досталось больше всех. Любая связь с этими организациями по представлениям государства должна быть наказана. Ну, да: они же политические противники, в некоторых случаях даже выдвигают своих кандидатов, но чаще, просто — посягают на написанный администрацией сценарий.

У упомянутых «врагов государства» нашлись пособники в лице «неполитических» активистов: то экологи вылезут, то честные журналисты, то автомобилисты, то просто граждане, не любящие слишком засидевшуюся власть. А недемократическая власть хорошо понимает, что всякое сомнение — тем более активное — опасно. И в конце концов порождает реальных политических противников. С другой стороны, не сажать же сразу за то, за что вообще наказание никак не предусмотрено. 

Удобной избирательной технологией оказалась технология «От двери к двери». Несколько модифицированная в административном ключе. Заключается она в следующем.

К избирателю лучше всего приходить в 6 часов утра в составе 7-12 человек с двумя автоматчиками. В это время дома обычно не только избиратель, но и его семья. Даже если самого избирателя дома нет, можно надеяться, что семья получит достаточно внятную агитацию. В случае отказа открыть дверь — вскрывать ее методами МЧС.

Агитаторам важно вести себя уверено, всячески показывая, кто в доме хозяин. Вещи избирателя и членов семьи лучше всего небрежно раскидывать, как в кино. Нельзя также упускать из виду детские вещи, поскольку дети — будущие избиратели.

Любое возражение нужно трактовать как неповиновение законным требованиям полиции, которое влечет за собой известный политтехнологический прием «мордой в пол» и доставление в избирательный штаб.

Но самое главное — лишить избирателя возможности дальше сомневаться в правильном выборе. С этой целью надо обязательно изъять все электронные носители, причем неважно, что на них записано. Всякие отговорки типа того, что это лишь детская игрушка, следует пресекать. Телефоны изымаются все, стационарные — по обстоятельствам. Избирателю следует дать понять, что до окончания следственных действий он ничего обратно не получит.

Примерно таким образом по рассказам Миши и Азата у них проводились обыски год назад и 9 сентября этого года. Обыски проводились — внимание! — по постановлению судьи Басманного районного суда города Москвы Дударь Н. Н. в связи с делом «Юкоса», возбужденным 20 июня 2003 года. 

В постановлении судьи указано, что «из средств, похищенных Ходорковским М. Б., Невзлиным Л. Б. и другими лицами... финансируются индивидуальные предприниматели и другие лица, в том числе... (указаны Габдульвалеев и Тихонов)».

По утверждениям Миши и Азата, они ни сном, ни духом не слышали про их финансирование Ходорковским. Год назад у них тоже проводили обыски с изъятием. Но тогда им вменяли сотрудничество с ФБК*.

Другие примеры

Утверждение судьи о том, что Миша и Азат финансируются Ходорковским (а в прошлом году — Навальным) высосано из пальца неупомянутого сотрудника ФСБ, но его «справка» есть в материалах дела. Этот «старший оперуполномоченный 2 направления 6 отдела Управления «К» 4 службы ФСБ России капитан имярек перечисляет в своей «справке» от 28 августа 2020 года 19 гражданских активистов (в том числе, насколько кандидатов в депутаты), у которых «могут находиться документальные материалы, а также иные предметы и документы, подтверждающие преступную деятельность, проводимую бывшими акционерами ОАО «НК „ЮКОС“».

Акционеры эти находятся в разных регионах России, а капитан сидит в Москве, получает немаленькую зарплату от государства, а в данном случае — гонорар политтехнолога.

Он или какой-нибудь его коллега из того же учреждения в своей небескорыстной борьбе за «государственные интересы» написал такую же «справку» на политического конкурента — редактора независимой нижегородской газеты «Koza.Press» Ирину Славину. 

Другие сотрудники государственного избирательного штаба на основании этой справки провели у нее очередную политтехнологическую акцию, изъяв все средства производства. До этого Ирина несколько раз привлекалась за свою деятельность к административной ответственности. Ирина отреагировала так, как может отреагировать человек, попавший на войне в безвыходную ситуацию.

В этом же Нижнем Новгороде к уголовной ответственности привлечен Михаил Иосилевич на основании того, что «продолжая реализацию умысла на участие в ее („Открытой России“**) деятельности действуя умышленно в целях посягательства на основы конституционного строя и безопасности государства, находясь в помещении... , принадлежащем ему на праве собственности, организовал путем предоставления указанного помещения и необходимого оборудования мероприятия по обучению наблюдателей..., проводимого в рамках проекта „Объединенные демократы“ Общественного сетевого движения „Открытая Россия“**, а также принял участие в данном мероприятии. ...Таким образом Иосилевич М. А. участвовал в деятельности на территории Российской Федерации иностранной неправительственной организации, ...в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации».

Иосилевич предоставил свое помещение «Голосу», проводившему обучение наблюдателей. Никакого отношения это обучение к нежелательной «Открытой России»** не имело.

Жду, когда меня обвинят в получении пенсии от Ходорковского... Или в пособничестве Чикатило. И изымут компьютер, на котором я печатаю эти антигосударственные слова. Государственным политтехнологам все равно, как врать. Политтехнологи в своей массе вообще очень циничные люди. Политтехнологи с НТВ, например, десять лет несут про «Голос» вранье, но компенсируют его себе хорошими подачками и не заморачиваются нравственностью.

Отмечу еще одну важную деталь. Московскому капитану ФСБ, в общем-то, наплевать на то, как пройдут выборы в Татарстане. Не наплевать местному государственному избирательному штабу — региональной администрации и ее куратору в Администрации президента. Московский капитан, высасывая свою справку для Басманного суда, понятия не имел, кто такие Габдульвалеев и Тихонов. Тем более, ни в каких документах «Юкоса» они не фигурировали. Угадайте теперь, откуда у него эти фамилии? Да, все из того же избирательного штаба.

У активистов изъяли оргтехнику. У Миши заморозили вклады. Первый раз — год назад. Сейчас — то, что успело накопиться за год. Что следователи там целый год изучают? Да, ничего они не изучают: за год можно было бы изучить все, что надо. Иезуитски выглядит срочное возвращение изъятых «вещественных доказательств и документации» мужу убитой Ирины Славиной. Они перестали быть доказательствами? Или, наоборот, стали доказательствами против преступного режима?

Но ни технику, ни вклады, изъятые год назад у Михаила и Азата, не отдают. Так поступает избирательный штаб, облеченный государственной властью. Боится не только конкурентов, но даже тех, кто может им помочь. На наших выборах одному из участников разрешено все.

Технология «от двери к двери» примененная перед этим единым днем голосования, будет расширяться. В 2020-году страна попала на ту дорожку, которая идет под уклон, и ей будет очень трудно остановиться, катясь вниз.

* Признан российскими властями экстремистской организацией и его деятельность запрещена на территории Российской Федерации

** Генпрокуратура признала нежелательными организациями британские структуры Open Russia Civic Movement и Otkrytaya Rossia. Российская «Открытая Россия» заявила о прекращении своей деятельности из-за опасений преследований активистов

Мнение выражает личную позицию автора и может не совпадать с позицией движения «Голос».
Другие записи по теме «Наблюдатели»
ХроникаНаблюдатели15 дней назад
Суд над Григорием Мельконьянцем. Онлайн
Нашего коллегу обвиняют в организации деятельности нежелательной организации. Мы будем вести текстовую трансляцию со всех заседаний суда
МнениеНаблюдатели18 дней назад
Каким должен быть выход из режима гибернации
Людмила Кузьмина
МнениеНаблюдателимесяц назад
В Казани с участка выставили независимого контролера
Идель Исхаков
ОтчетНаблюдателимесяц назад
Экспресс-обзор третьего дня голосования 8 сентября 2024 года
Движение «Голос» за третий день голосования 8 сентября на 19:30 московского времени получило 104 сообщения на «Карту нарушений» и по другим электронным каналам связи
Андрей Бузин: другие материалы автора
МнениеВыборы за рубежомгод назад
Что происходило на семи избирательных участках Варшавы
МнениеСтатистикагод назад
Выборы губернаторов в единый день голосования 2023 года действительно были репетицией грядущих выборов президента с испытанием различных вариантов использования новых технологий
РазборСтатистика2 года назад
Какова разница между обычным и почтовым голосованием, Западным и Восточным Берлином, и есть ли место фальсификациям?
МнениеВыборы за рубежом2 года назад
12 февраля в Берлине состоялись повторные выборы в парламент и местные представительные органы Берлина