Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
МнениеИнновацииМосква07 октября 2021, 15:40
Виталий Аверин
Эксперт по выборам
Тестирование ДЭГ. Коллаж: Ксения Тельманова

Тут несколько коллег задались вопросом: Как можно отменить итоги ДЭГ? Да еще и без отмены результатов выборов? Как можно аннулировать 2 млн голосов (а именно столько в Москве проголосовало по интернету)? Ведь многие голосовали по доброй воле, и там есть разные голоса, как провластные за «Единую Россию», так и оппозиционные за «любую другую».

Отвечаю: Можно. И это позволяют сделать как российские законы, так и давно сложившаяся правоприменительная практика.

Сначала многих избирателей согнали и заставили проголосовать в «черный ящик» (также выясняется, что далеко не все понимали, в какой мере гарантирована тайна голосования, да и до сих пор есть сомнения на этот счет, и далеко не только у рядовых обывателей, но и у специалистов). Затем начудили, мягко говоря, с исполнением. Да так, что в системе появились тоже мягко сомнительные голоса. 

Как мы знаем, если в ящике для голосования обнаруживается хоть один незаконно поданный бюллетень, то все бюллетени признаются недействительными. Если ящик стационарный, то итоги голосования аннулируются на всем избирательном участке. Достаточно одного незаконного голоса. Такова не столько практика, таков Закон Российской Федерации. 

Даже если допускаются процедурные нарушения, то итоги голосования отменяются. Так это происходит в случае с другим дистанционным голосованием — тем, что проводится «на дому». Например, все надомное голосование признается незаконным из-за неправильного заполнения реестра: 

- Но ведь люди реально голосовали!

- Да, но почему вы не вели реестр и принимали заявки после 14:00?

Почему же мы должны делать исключение другому дистанционному голосованию, проводимому по интернету — экспериментальному, неотработанному и, как выясняется, с кучей технических багов и юридических казусов?

P.S. Даже если есть убеждение, что неправильно было бы игнорировать волю тех, кто добросовестно проголосовал по интернету, и, тем самым, не отменять результаты выборов в мажоритарных округах Москвы, то есть приморский прецедент.

Напомню, что в 2018 г., по рекомендации главы ЦИК России Эллы Памфиловой, были отменены результаты второго тура на выборах губернатора Приморского края из-за невозможности якобы установить волю 24 тысяч избирателей, проголосовавших на 13 участках в Советском районе Владивостока. «Не представляется возможным назначить повторный подсчет голосов избирателей, поскольку указанная процедура не сможет устранить имеющихся сомнений в достоверности волеизъявления избирателей» — отмечалось в рекомендации ЦИК России. 

В случае с ДЭГ ситуация абсолютно зеркальная и даже более вопиющая.

Мнение выражает личную позицию автора и может не совпадать с позицией движения «Голос».
Другие записи по теме «Инновации»
МнениеИнновации2 месяца назад
Уже само наличие двустороннего обмена информацией важно и познавательно
Дмитрий Нестеров
МнениеИнновации2 месяца назад
ЦИК и Мосгоризбирком провели выборы, используя вместо сертифицированной системы некую поделку, а теперь не имеют возможности доказать ее удовлетворительность
Павел Саркисян
МнениеИнновации3 месяца назад
Фактически, именно операторы ДЭГ могут избрать нам президента в марте 2024
Станислав Андрейчук
МнениеИнновации3 месяца назад
Выводы после просмотра эфира «Избранное» про систему интернет-голосования в Эстонии
Виктор Толстогузов
Виталий Аверин: другие материалы автора
МнениеИзбирательные стандартыгод назад
Отложить выборы могут только из-за серьезных опасений по поводу обеспечения нужных электоральных результатов
МнениеИнновациигод назад
В ЦИК не уверены, что смогут установить новые модели КОИБов из-за проблем с комплектующими
МнениеНаблюдателигод назад
Мы не сомневаемся, что решение суда первой инстанции о ликвидации фонда будет утверждено судом апелляционной инстанции до 31 марта 2022, сразу вступит в законную силу и безусловно будет немедленно и принудительно исполнено государственными органами России
МнениеИнновации2 года назад
Четыре причины, почему вводить дистанционное электронное голосование как минимум преждевременно