Региональное отделение движения «Голос» в Республике Карелия провело долгосрочное и краткосрочное общественное наблюдение за выборами главы региона.
Долгосрочное наблюдение (ДСН) в Карелии состояло из мониторинга проводимой кампании на предмет соблюдения основополагающих международных принципов и стандартов, которым должны соответствовать процедуры голосования.
Региональный доклад «Карелия-2022: Что происходит на старте избирательной кампании» вышел на сайте движения «Голос» 11 июля, в телеграм-канале «Голос Карелия» на регулярной основе публиковались основные положения ДСН.
Действуя в координации с членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, независимые наблюдатели контролировали процедуры голосования, подсчёта голосов и подведения итогов на избирательных участках столичного Петрозаводска, а также Сортавалы, Олонецкого и Прионежского районов.
Мониторинг избирательных процедур осуществлялся при поддержке информационных ресурсов движения «Голос». Сообщения о допущенных нарушениях поступали на горячую линию и «Карту нарушений». Ход и промежуточные результаты наблюдения освещались в основных общественно-политических телеграм-каналах республики.
Процесс голосования и подсчёта голосов избирателей на выборах главы Республики Карелия поставил много вопросов, зачастую требующих не только оценки с позиций Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но и правовой квалификации очевидно противоправных действий членов избирательных комиссий.
На выборах, проходивших не впервые в формате многодневного голосования, вновь зафиксированы факты размещения помещений для голосования в открытых холлах и рекреациях (например, УИКи №№ 43, 44, 49, 65), исключающих их гарантированное закрытие на ночное время. Как следствие, участковыми комиссиями не применялось опломбирование индикаторными лентами помещений для голосования.
Очевидно, что при итоговой явке 27,9% было целесообразно проводить выборы в один день. На губернаторских выборах-2017, на которых можно было проголосовать лишь в воскресенье с 8:00 до 22:00, явка составила 29%.
Трехдневное голосование существенно увеличило нагрузку на членов избирательных комиссий и наблюдателей, а также привело к усложнению и без того непростых регламентов работы избиркомов. Абсолютно несостоятельным оказался аргумент о том, что увеличение дней голосования сделает его «более удобным для избирателей» и приведёт к увеличению явки.
В Карелии трехдневное голосование никак не компенсировало более фундаментальные проблемы выборов, связанные с низкой политической конкуренцией, неравенством прав кандидатов и предвзятым отношением избирательных комиссий.
Более того, укореняющееся с 2020 года (голосования по поправкам, вносимым в Конституцию) недоверие к выборам, связанное с описанными выше проблемами многодневного голосования, фактически усугубило ситуацию и демотивировало избирателей участвовать в голосовании.
Отсутствие явных проявлений административной и корпоративной мобилизации избирателей, по мнению независимых наблюдателей, свидетельствовало о самоуверенности избирательного штаба кандидата от партии власти и технологической установке провести выборы максимально незаметно для жителей республики, особенно молодёжи.
Открытие избирательных участков прошло в рамках закона. Комиссии обеспечили общественным контролерам, часть из которых находилась в статусе представителей средства массовой информации, аккредитованных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, доступ в помещение для голосования. Наблюдателей вносили в списки присутствовавших лиц практически на всех участках.
Серьёзное нарушение было выявлено в Видлице (УИК № 352), где в книге избирателей были сделаны «пометки о том, кого комиссия не ждёт на голосование».
10 сентября в Центральную избирательную комиссию Карелии поступила информация о выявлении материалов, размещенных в региональных телеграм-каналах, с признаками очевидного нарушения требований пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Региональный избирком отказался проводить заседание, рассматривать указанные материалы на предмет наличия нарушения избирательного законодательства и принимать решение в форме постановления.
Удивительно, но 9-11 сентября ЦИК Карелии не провела ни одного заседания и не приняла ни одного коллегиального решения. И это при том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании сообщения о нарушении закона, проводить проверки по этим сообщениям, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днём голосования, немедленно давать письменные ответы (решения).
Таким образом, ЦИК Карелии не установила факт нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 46 Федерального закона № 67-ФЗ, и не направила соответствующее постановление в Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия для принятия мер реагирования. Это привело к тому, что запрещённые к размещению в дни голосования результаты опросов общественного мнения продолжили публиковаться и републиковаться 11 сентября.
Независимые наблюдатели не отметили серьёзных нарушений при подсчёте голосов, но обратили внимание, что примерно на 20% петрозаводских УИКов внесение в увеличенные формы протоколов об итогах голосования соответствующих данных было или начато до окончания голосования избирателей, или шло непоследовательно с результатами выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей. Зафиксировано довольно много замечаний к оформлению копий протоколов.
В дни голосования полноценного обсуждения законности действий нижестоящих комиссий на заседании ЦИК Карелии проведено не было. Избирком несколько раз выпускал странные заявления, например, о несуществующих событиях, как будто ведя спор с невидимыми оппонентами и не соглашаясь с их аргументами.
Например, 11 сентября комиссия сообщила: «Официальное заявление ЦИК Карелии. Запросы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу оперативных мероприятий, проводимых правоохранительными органами в отношении торговой сети „Олония“, в Центральную избирательную комиссию Республики Карелия НЕ поступали».
При этом ЦИК Карелии играла не последнюю роль в эскалации серии конфликтов, искусственно выстроенных вокруг изготовления и распространения печатных агитационных материалов неадминистративных кандидатов на должность главы республики. Члены комиссии предпочли закрыть глаза на нарушения закона, любое из которых безусловно требовало минимальной публичной реакции. Добросовестная избирательная комиссия, заботящаяся о своей репутации, сама должна быть заинтересована в проверке информации о нарушениях, должна стремиться устранить сомнения, демонстрируя невозможность любого рода махинаций на выборах.
Избыточные ограничения права быть избранным существенно сузили круг зарегистрированных кандидатов, в результате чего содержание избирательного бюллетеня значительно отличалось от политического спектра, представленного, например, в семипартийном законодательном собрании республики.
Избирательная кампания прошла в обстоятельствах снижения уровня гласности, открытости и прозрачности региональной избирательной системы.
Независимому общественному контролю организации выборов законодательно нанесён удар. В территориальных и участковых избирательных комиссиях упразднён институт членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, которые имели полномочия знакомиться с документами избиркомов.
В отсутствие независимого общественного наблюдения сохраняется высокая вероятность нарушений законодательства. Независимый мониторинг выборов в Республике Карелия необходимо продолжать.
Региональное отделение движения «Голос» в Карелии выражает искреннюю благодарность всем активистам за личный вклад в наблюдение, которое прошло в обстоятельствах крайне специфического правового регулирования и в очень сложной общественно-политической обстановке.