Примерно месяц назад мне сообщили, что КПРФ готовит проект Избирательного кодекса. Тогда это было еще не гласно, и я не стал об этом писать. Мне удалось связаться с одним из разработчиков проекта, и он мне сообщил, что кое-что позаимствовал из «проекта Миронова»: оказывается, он не знал, что я являюсь автором «мироновского» проекта 2012 года.
Посмотрев проект, я выдал разработчикам первую серию критических замечаний. Они касались регулирования избирательной системы на региональных и муниципальных выборах — это та проблема, которой я всегда уделял самое большое внимание. Реакции на мои замечания не последовало, и я больше критических замечаний не посылал.
Теперь я обнаружил, что еще 30 мая в «НГ» Дарья Гармоненко опубликовала статью «Левые предъявляют власти общедемократические требования». В ней больше говорится о неком «манифесте» от Сергея Удальцова, но начинается статья с того, что фракция КПРФ готовит проект Избирательного кодекса.
Таким образом, подготовка проекта Избирательного кодекса от КПРФ уже не секрет. Поэтому я могу высказать и свое мнение. Не знаю, почему Дарья не обратилась ко мне за комментариями: тоже не знает (не помнит), что я когда-то написал аналогичный проект; боится общаться с «бывшим иностранным агентом»; или просто не дозвонилась (мне сейчас не всегда легко дозвониться, хотя есть и более надежные средства коммуникации)?
Главный вопрос: как я отношусь к самому факту подготовки проекта Избирательного кодекса? Мой ответ: все зависит от целей проекта. Если это имитация — как в случае проекта, который в 2018 году РФСВ заказал МГУ, — то отрицательно. Про тот проект я в свое время много писал. Андрей Бузин сразу понял, что это будет имитация. Я это тоже понимал, но все же надеялся, что вдруг получится что-то полезное. Не получилось.
У КПРФ, похоже, все-таки не имитация. Насколько я понял, его разработчики озабочены теми же проблемами, которые двигали и мною. Во-первых, демократизировать избирательное законодательство. Во-вторых, сделать его понятным и удобным в применении.
И если эти цели сохранятся, то я готов принимать участие в той мере, в какой это будет удобно разработчикам. Я и чувствую, и имею соответствующий опыт, что с настоящими юристами (независимо от их партийной принадлежности) я найду общий язык. Лишь бы политики не мешали.
В нынешних условиях я не вижу большого прока от внесения проекта в Госдуму. Или, точнее, прок один: у внесенного проекта больше шансов на широкое обсуждение. Поскольку именно обсуждение сейчас главное. Обсуждение с целью формирования широкого консенсуса оппозиционных сил по ключевым вопросам избирательного законодательства.