13 декабря 2021 года исполнилось ровно три года со дня первого заседания Научно-экспертного совета при ЦИК России (НЭС). И хочется вспомнить это памятное событие. Три года прошло — а кажется, что это было в другую эпоху.
Нельзя сказать, что тогда у меня были радужные надежды. Было изначально понятно, что будет трудно. Но все же некоторые надежды были — на налаживание взаимодействия как внутри экспертного сообщества, так и между сообществом и ЦИК. И на то, что от этого взаимодействия будет хоть какой-то прок. Но увы, почти ничего не удалось. Да и просуществовал совет всего 15 месяцев.
Единственное, что получилось, это взаимодействие внутри части совета (25–35 человек, около трети или чуть больше). Вместе мы подготовили несколько документов, которые оказались не востребованы. Об этом я подробно написал в начале нынешнего года.
Но сейчас я не об этом. На днях я готовил один документ, где упомянул свое членство в НЭС, и мне мои партнеры задали вопрос: а есть ли у тебя подтверждение, что ты был членом НЭС? Задача мне казалась проще простого: найти нужный документ на сайте ЦИК. Но не тут-то было.
Состав НЭС был утвержден Распоряжением Председателя ЦИК от 30 ноября 2018 года № 335-р. И это распоряжение было на сайте ЦИК. Позже на сайте ЦИК появилась таблица, где про каждого члена НЭС была информация — место работы и ученая степень (у кого она была). Сейчас этих документов на сайте нельзя найти: ни по старым ссылкам, ни с помощью поиска.
Точнее, так: поиск в базе документов ЦИК дает ссылку на распоряжение Председателя с этими реквизитами. Но пытаешься открыть, и получаешь: «Элемент не найден».
Правда, Положение о НЭС, утвержденное ЦИК 28 ноября 2018 года, найти можно. Но кому оно интересно сейчас?
Абсолютно никакой информации о НЭС нет в разделе сайта «Наблюдатели и эксперты».
Если сделать на сайте запрос «Научно-экспертный совет», то можно все же найти 7 ссылок. Это то самое постановление о создании НЭС, которое утвердило Положение о НЭС, но не определило его персональный состав (как я уже отмечал, персональный состав был утвержден распоряжением Председателя два дня спустя); репортаж о заседании ЦИК, где данное постановление было принято; постановление об упразднении НЭС от 28 февраля 2020 года; репортаж о заседании ЦИК, где оно было принято; одно информационное сообщение, где НЭС был упомянут лишь попутно; репортажи о первом и третьем (но не о втором и четвертом) заседаниях НЭС.
При этом в репортаже о первом заседании рассказывалось исключительно о выступлении Председателя ЦИК, как будто никто больше на нем не выступал (а я на нем, между прочим, доклад делал). В репортаже о третьем заседании также подробно рассказывалось о выступлениях Эллы Памфиловой и других представителей ЦИК, а о том, что выступали «гости», было сказано в одном абзаце — кратко и без фамилий.
Оказалось, что распоряжение от 30.11.2018 № 335-р все же сохранилось. Но не на самом сайте ЦИК, а на сайте Вестника ЦИК. Спасибо Сергею Шпилькину, который эту страницу нашел. При этом поиск на сайте Вестника по реквизитам документа ничего не дал. Распоряжение найдено не в разделе «Документы», а в разделе «О работе Совета председателей».
В общем, полностью стереть память о НЭС пока не удалось, хотя ЦИК уже близка к этому.
Но я помню и постараюсь, чтобы память не исчезла. Выше я уже сослался на свои воспоминания и подготовленные нами документы.
Но, конечно, совершенно ненормально, что нельзя найти состав НЭС. В связи с этим я опубликовал его состав.