Региональное отделение движения «Голос» провело долгосрочное и краткосрочное общественное наблюдение за проходившими в единый день голосования выборами депутатов Государственной думы Российской Федерации и депутатов Орловского областного Совета народных депутатов. Кроме того, общественные контролёры (наблюдатели, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, представители СМИ), работавшие в дни голосования на избирательных участках в сельских районах, наблюдали и за муниципальными выборами. Мониторинг ситуации осуществлялся в тесном взаимодействии с иными общественными объединениями и региональными отделениями политических партий.
Особенностью прошедших выборов стал крайне низкий уровень работы избирательных комиссий всех уровней. Одним из негативных факторов, повлиявших на ход избирательной кампании, стало назначение на должность председателя избирательной комиссии Орловской области Лилии Пиняевой. До назначения в состав избиркома Пиняева занимала должность и.о. главы администрации Орловского района и не имела реального опыта работы в избирательной системе. По рассказам наблюдателей, в конфликтных случаях на избирательные участки прибывали председатели территориальных комиссий, которые «в режиме реального времени» получали указания облизбиркома. Все председатели орловских ТИКов являются госслужащими — консультантами избирательной комиссии Орловской области, находящимися в непосредственном подчинении у Лилии Пиняевой.
Об отсутствии реальной независимости председателей ТИКов говорит, в частности, такой факт. 31 августа глава Ливенского района Юрий Ревин провёл совещание «с главами сельских поселений и руководителями отраслевых (функциональных) органов администрации». Наряду с другими руководителями функциональных органов администрации на совещание была приглашена и председатель ТИК Ливенского района Ольга Ашихмина, которая «проинформировала о том, как организуется подготовка к выборам в единый день голосования... В ходе проведения совещания глава района дал ряд поручений ответственным лицам в рамках их компетенции». На момент проведения совещания Юрий Ревин являлся кандидатом в депутаты Орловского облсовета, а ТИК Ливенского района как раз организовывала проведение голосования на этой территории.
В период агитационной кампании на территории Орла с ведома и при попустительстве избирательной комиссии Орловской области велась незаконная скрытая агитация в поддержку кандидата от партии «Новые люди» Светланы Ковалёвой. В период с 18 по 31 августа в орловских СМИ и на установленных городе светодиодных экранах было размещено около сорока объявлений с портретом Ковалёвой и её фамилией: «Смело идем вместе. Женский деловой форум. Светлана Ковалева», «Светлана Ковалева поможет переломить ситуацию», «Светлана Ковалева выступит от лица регионального бизнеса на конференции российской медиагруппы «Комсомольская правда», «Светлана Ковалева. Всероссийская online конференция «Популяризация предпринимательства. Шаги помощи и развития малого и среднего бизнеса», «Светлана Ковалева, президент „Орловской торгово-промышленной палаты“ знакомит с лидерами орловского бизнеса» и т. д. При этом облизбирком закрыл глаза на то, что в нарушение закона материалы не были оплачены из избирательного фонда Ковалёвой.
Муниципальные учреждения культуры с ведома избиркомов проводили т. н. «праздники улиц» и «праздники дворов», где представители «Единой России» и КПРФ фактически проводили агитационные мероприятия. Когда кандидат в депутаты Владимир Симонов обратился в суд в связи с организацией главврачом поликлиники № 3 встречи врачей-избирателей с его конкурентом Ириной Гоцаковой, в суд с требованием отказать пришли представители ТИК и облизбиркома. Накануне дня голосования в ряде участковых избирательных комиссий прошло «обучение» членов комиссий с правом решающего голоса тому, как противостоять и блокировать наблюдателей партии «Справедливая Россия — за правду». Особенно тщательно провели «подготовку» комиссий, где шли кандидаты «Справедливой команды Рыбакова». Председателей избиркомов обязывали «обо всех появлениях кандидатов „Справедливой России“ в УИК докладывать немедленно».
Избирательная комиссия Орловской области утвердила список из 462 мест голосования «где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено». При этом места зачастую определялись достаточно произвольно. Так в Верховском районе несколько сёл и деревень — поселок Суровцев, деревни Верховье и Дегтярень, село Галичье — смыкаются границами. Тем не менее, облизбирком определил, что избиратели относящиеся к УИК № 216 (поселок Суровцев), могут проголосовать в местах, расположенных в 500-700 метрах от избирательного участка. Об уровне подготовки документа свидетельствует, к примеру, тот факт, что одна и та же точка голосования в Орловском районе указана дважды: первый раз под № 355 как «д. Вязки ул. Отрадная, около памятника детям войны», второй — как «п. Вязки, ул. Отрадная, около памятника детям войны» под № 358. Члены УИК № 599 (Орловский район), выехавшие в деревню Малая Булгакова для организации голосования около детской площадки на улице Медведева, не обнаружили указанного в постановлении облизбиркома адреса: в деревне имеется только улица Медведевская.
На магазине в д. Клевцово Колпнянского р-на висело объявление о том, что 17 сентября с 11 до 13 часов около дома 42 будет голосование на территории — однако ни членов УИК № 354, ни избирателей не было. Не проводилось голосование «на территории» и в деревнях Павловка (УИК № 355), Белый Колодезь Второй (УИК № 342). В поселке Колос Урицкого района члены УИК № 700 вместо предусмотренного облизбиркомом голосования на детской площадке, организовали «избирательный участок» прямо на остановке общественного транспорта на 19 километре федеральной трассы Р-120 «Орёл — Брянск — Смоленск — Беларусь». Нередко члены УИК не заморачивались организацией голосования в указанных местах, а поступали проще: не обращая внимания на требования закона, они расшивали книги списков избирателей и с отдельными листами шли прямо по домам. По требованию особо настырных наблюдателей книги сшивались, но вскоре расшивались вновь. Так на избирательном участке № 339 (пос. Колпна) вечером 17 сентября расшитые книги избирателей были сшиты, а на следующее утро расшиты вновь и члены УИК, забрав отдельные страницы, ушли.
Участковые комиссии активно препятствовали наблюдению, в нарушение закона не разрешали членам УИК с правом совещательного голоса (далее — ПСГ) знакомиться с документами. Так на избирательном участке № 116 (Советский район Орла) председатель УИК отказывала члену УИК с ПСГ в ознакомлении с дополнительными списками избирателей, мотивируя это наличием в них персональных данных (ознакомила только после обращения в ТИК). Отказывали в ознакомлении с дополнительными списками члену УИК № 21 (Северный район Орла) с ПСГ, только после вмешательства кандидата в депутаты Государственной Думы смог ознакомиться со списками избирателей его представитель в УИК № 124 (Советский район Орла). На многих избирательных участках (УИК № 726 — Шаблыкинский район, УИК № 596 — Орловский район и др.) наблюдателям запрещали вести фото- и видеосъемку.
На избирательном участке № 121 член участковой избирательной комиссии вырвал удостоверение из рук члена облизбиркома с правом совещательного голоса и попытался уйти. Там же после выявления факта незаконного участия наблюдателя в упаковке бюллетеней в сейф-пакет, член УИК с правом решающего голоса порекомендовал наблюдательнице сделать заведомо ложный донос о попытке изнасилования. Достаточно низким было материальное обеспечение участковых избирательных комиссий не только в сельских районах, но и в областном центре. На всю страну прославился избирательный участок № 49 в Северном районе Орла. Комиссии выдали сейф без задней стенки, но члены избиркома не стали требовать его замены, а поступили просто: канцелярским скотчем приклеили вырезанный по размеру задней стенки кусок картона — при этом дверцу, как и положено опечатали.
Само голосование 17-19 сентября проводилось с нарушением членами УИК процедур, установленных законодательством и нормативно-правовыми актами ЦИК. Так на избирательном участке № 115 (Советский район г. Орла) председатель не только не открыла в установленном порядке избирательный участок, но даже не опечатала переносные ящики для голосования. На сделанное в 8:30 замечание о не опечатанных ящиках, она ответила:
«Если вам что-то не нравится — подавайте письменную жалобу!»
Но самые серьезные нарушения начались 19 сентября после закрытия избирательных участков и начала подсчета голосов. Орловская область стала одним из регионов, из-за которых ЦИК РФ был вынужден неоднократно откладывать назначенный на 20 сентября брифинг об итогах голосования: на некоторых участках из-за нарушений, выявленных при вскрытии сейф-пакетов, подсчет начался только утром (!) 20 сентября.
Так на избирательном участке № 339 (пос. Колпна) по состоянию на 10:00 20 сентября не начался подсчет голосов. Наблюдатели от партии «Справедливая Россия» зафиксировали нарушения при проведении голосования «на дому» и по их требованию бюллетени, хранившиеся в сейф-пакетах, были признаны недействительными. При этом составление актов о признании бюллетеней недействительными, велось крайне медленно, до составления актов стационарные ящики для голосования не вскрывались. По мнению членов избирательного штаба СР, члены УИК пытались «взять измором» наблюдателей в надежде, что те покинут избирательный участок.
На избирательном участке № 334 (пос. Колпна) при вскрытии сейф-пакетов было установлено, что число бюллетеней в пакетах превышает число бюллетеней, указанное в актах о выдаче. При этом председатель УИК Юлия Богданова после консультаций с ТИК и избирательной комиссией Орловской области отдала распоряжение вскрыть стационарный избирательный ящик и смешать находящиеся в нем бюллетени с бюллетенями из сейф-пакетов.
Подсчет голосов и подведение итогов
На избирательном участке № 123 (Орел, Академия ФСО России) по состоянию на 13:30 20 сентября не были подведены итоги голосования. Как сообщили наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса, при подсчете голосов было выявлено несовпадение числа бюллетеней, указанных в документах, с числом обнаруженных бюллетеней. При этом на участок не были допущены член избирательной комиссии Орловской области с правом совещательного голоса от партии «Яблоко» Дмитрий Краюхин. Также на участок не допустили прибывшую чуть позже члена ТИК Советского района от партии «Справедливая Россия» Марину Касторнову. Превышение числа бюллетеней в сейф-пакете над числом выданных бюллетеней, указанных в акте, члены УИК решили просто: 20 сентября они составили акт о том, что 17 сентября выдали на 4 бюллетеня больше, чем указали ранее.
Как сообщил ТАСС, «Итоги голосования в Думу на девяти участках в Орловской области признали недействительными». При этом по всей России были отменены итоги выборов 19 УИК. Таким образом, на Орловскую область, один из самых малых субъектов России, приходится почти половина всех нарушений страны.
Орловское региональное отделение общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей «Голос» обеспокоено чрезвычайно высоким использованием административного ресурса электорального воздействия в предвыборной гонке и резким снижением качества работы избирательных комиссий региона. При этом ещё одной особенностью этой избирательной кампании в Орле стали массовые нарушения избирательного законодательства, когда власть действовала без какой-либо оглядки на закон.
Общероссийское общественное Движение в защиту прав избирателей «Голос» — ведущее объединение граждан России по независимому наблюдению за выборами. «Голос» обучает наблюдателей, поддерживает работу федеральной горячей линии и онлайн-сервисов, оказывает избирателям юридическую помощь, участвует в совершенствовании избирательной системы, проводит долгосрочное и краткосрочное наблюдение за выборами.
В своей работе «Голос» руководствуется всеобщими универсальными международными избирательными стандартами и соблюдает политический нейтралитет, как одно из основных условий независимого и объективного наблюдения за выборами. Мы исходим из конституционных принципов, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, а высшим непосредственным выражением власти народа — референдум и свободные выборы.