Проект «Голоса» по видеонаблюдению за выборами помог поймать фальсификаторов в Пензенской области. Теперь этим делом занимается управление областного Следственного комитета. Юридическая служба «Голоса» помогала составить заявление в правоохранительные органы.
22 марта управление Следственного комитета по Пензенской области предъявило обвинение в фальсификации итогов голосования на осенних выборах 2020 года председателю участковой комиссии. При этом в официальном сообщении ведомства не говорится, о какой именно участковой комиссии идет речь.
Если просмотреть результаты выборов в Бессоновском районе и сравнить с данными, опубликованными следствием, то станет ясно, что речь идет об участковой комиссии № 374.
Из сообщения ведомства следует, что общая явка на избирательном участке по данным итогового протокола составила 866 человек. При этом реальная явка в четыре раза меньше — всего 204 избирателя. Остальные 1324 бюллетеня (662 по каждому типу выборов) были вброшены председателем участковой комиссии.
При этом члены избиркома закрыли обзор камерам видеонаблюдения, чтобы на запись не попал момент вброса. Несложно установить, что главой комиссии № 374 на осенних выборах была Светлана Сверчкова, которая также возглавляет районный центр детского творчества.
На странные манипуляции с видеокамерами в единый день голосования 13 сентября обратил внимание волонтер в Пензе. Активист участвовал в проекте «Голоса» по видеонаблюдению и в прямом эфире наблюдал за происходящим. На видео заметно, как вечером 13 сентября перед началом подсчета голосов неизвестные на несколько минут закрывают обзор камерам видеонаблюдения. И сразу после этого в стационарных урнах появляются пачки бюллетеней.
Юргруппа «Голоса» помогла составить заявление в региональный следком. Активист рассказал «Голосу», что с ним недавно связывался следователь. Он рассказал, что всего возбуждено три уголовных дела. И если по участку № 374 у следователя вопросов уже нет, то по УИК № 378 у следствия еще были вопросы, подытожил Струнин.
«В 19:22:04 члены комиссии № 374 убрали неустановленные предметы от видеокамер, восстановив изображение после чего наглядно видно, что в стационарном ящике для голосования (прозрачного цвета) были добавлены бюллетени, вследствие чего были искажены и сфальсифицированы итоги голосования», — говорится в заявлении в Следком.
В России редко возбуждаются уголовные дела за фальсификацию выборов, пояснил эксперт «Голоса» и автор доклада о практике привлечения фальсификаторов выборов к уголовной ответственности Денис Шадрин. При этом на скамью подсудимых попадают только исполнители, но никак не организаторы преступления, резюмирует Шадрин:
«Возбуждение уголовного дела за фальсификацию выборов большая редкость для России. Следственный комитет в редких случаях возбуждает подобные уголовные дела, что связано с отсутствием политической воли. Более того, члены участковых избирательных комиссий, совершающие фальсификацию выборов, совсем не похожи на преступников: их хорошо характеризуют по месту работы и месту жительства, часто это сотрудники муниципалитетов, социальных учреждений — школ, детских садов и т. д. Председатель комиссии берет всю вину на себя, чтобы не осудили других членов комиссии, и не пришлось снова формировать УИК. В таких случаях суд очень гуманно подходит к назначению наказания, учитывая признание вины. Показательно, что председатель УИК — простой исполнитель преступления, организатора преступления в очередной раз не нашли. Безответственность организаторов преступлений способствует совершению преступлений в дальнейшем».