Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
Анна Ленникова
Наблюдатель на выборах, эксперт. Калуга

В Калужской области 13 сентября состоялись выборы губернатора Калужской области, депутатов Законодательного собрания и выборы в органы местного самоуправления.

Предвыборная кампания

Анализируя список кандидатов на выборы, мы обнаружили, что около 40 «самовыдвиженцев» в Калуге — это люди, тесно связанные с кандидатами от «Единой России». Они являются либо сотрудниками администрации города из отдела «Управление по работе с населением на территориях», либо женами депутатов-единороссов, либо сотрудниками, работающими в компаниях депутатов-единоросов. 

Они были во всех округах Гордумы и ЗАКСа. С одной стороны, фейковые самовыдвиженцы обеспечивали невозможность отмены выборов, если все иные кандидаты будут сняты с выборов. А с другой стороны, «самовыдвиженцы» были необходимы для оттягивания голосов у настоящих оппонентов. 

Если говорить о губернаторских выборах, то как и во многих других регионах, никто из марионеточных кандидатов вообще не вел никакой кампании. Баннерами с портретом единороса Владислава Шапши были увешаны автобусные остановки, окна автобусов, двери магазинов, кафе, аптек и даже здание УИКа. Доходило до ситуации, когда в Малоярославце на одном и зданий, баннер размещали ночью, без согласия собственника. На вопрос охранника: «А по какому праву вы это делаете?», получили ответ: «Не мешай, не видишь разве чей баннер, тебе проблем не хватает?»

Вся предвыборная кампания кандидата в губернаторы от «Единой России» проходила по отработанному сценарию:

  • за полгода до выборов снять старого губернатора и назначить врио; 
  • устроить для врио пиар-акцию за бюджетный счет и в прикормленных СМИ, каждый день печатать статьи в духе «Шапша бежит марафон», «Шапша стоит на мосту», «Шапша подпирает обвалившуюся стену», «Шапша перерезает ленточку на новом общественном туалете...»; 
  • назначить врио избранным губернатором по итогам «выборов», потому что больше ни о ком из кандидатов за весь период выборной кампании никто ничего не слышал.

С кандидатами в депутаты, которые составляли конкуренцию для единороссов, поступали привычным образом: 

Браковали подписи при регистрации — так было с кандидатом самовыдвиженцем по 15 округу в Малоярославецком районе Сергеем Кременевым. ЦИК счел решение Калужского избиркома о браке 540 подписей необоснованным, но Калужский Избирком настоял на том, что подписи собраны не должным образом и замечания ЦИКа проигнорировал. Все-таки вернув часть из подписей как годные, Калужский избирком нашел новый «брак» — и не восстановил кандидата.

По указанию регионального руководства «Единой России» партия «Новые люди» сняла с выборов в ЗАКС Калужской области Владимира Заболотского, кандидата по тому же 15-му округу, которого сама же сначала выдвинула. Сами координаторы регионального отделения партии не скрывают, что их поставили перед выбором: либо они исключают неподконтрольного власти Заболотского, либо партию снимают с выборов в Калужской области. Нарушив устав своей же партии, «Новые люди» не указали основание для снятия кандидата с выборов, хотя обязаны были соблюсти это требование. 

Заболотский, как человек принципиальный и юридически грамотный, обратился в суд с иском к Калужской избирательной комиссии. Конечно, Калужский суд вынес решение еще до судебного заседания, а в суде его только огласил — снятие с выборов посчитали «правомерным». Но в апелляции решение Калужского областного суда о снятии Заболотского с выборов признали неправомерным, обязали Избирком признать результаты выборов по 15 округу недействительными и провести новые. В ответ на это Избирком Калужской области обратился в Верховный суд. В итоге Верховный суд отменил решение суда по апелляции и отправил дело на новое рассмотрение. 

Отказали в регистрации и кандидату в гордуму Калуги от «Новых людей» Виталию Матросову. Он тоже обжаловал отказ в своей регистрации в суде и привел туда людей, которые ставили подписи в его поддержку. Однако Избирком Калужской области заявил, что живой подписант в суде и подпись в подписном листе — это вещи никак не связанные друг с другом, поэтому суд не должен принимать это во внимание. Суд, разумеется, с этим согласился.

Дни голосования 11-13 сентября

Избирательные комиссии вели себя по-разному: одни вполне дружелюбно относились к наблюдателям — УИК № 1601, № 1609, прислушивались к рекомендациям, а другие пытались все запрещать,— вести съемку (УИК № 1603), делать фото сейф-пакетов (УИК 1614) или ставить на них подписи, удалить наблюдателя хотели с УИКа 1122, отказывали в выдаче копий актов и т. д. На УИКе 1610 избирателям пытались выдавать бюллетени, скрепленные скрепкой. Обычно угроза написания жалобы приносила результаты, но на некоторых УИКах пытались отказывать и в приеме жалобы.

Во ряде случаев (УИК № 1601, № 1610.) сейфы находились в другом помещении, доступа к которому у наблюдателей не было. 

Уследить за всеми перемещениями и возможными манипуляциями с сейф-пакетами далеко не всегда представлялось возможным. 

Так, к примеру, на УИК № 1603 наблюдатели предложили опечатать сейф-пакеты дополнительно, но председатель очень резко на это отреагировала, что давало лишний повод усомниться в честности.

Несколько письменных обращений-жалоб от избирателей было сделано по случаю прописки в их квартирах посторонних лиц. Избиратели с возмущением обращались к наблюдателям и просили содействия в решении этой проблемы. При этом некоторые из них говорили, что уже неоднократно обращались по этому вопросу к председателям УИКов, они считают, что за фиктивных жильцов в их квартирах могут фиктивно проголосовать, но реакции на предыдущие обращения никакой не последовало, корректировки в списках не вносили.

В то же время на некоторых УИКах в Малоярославце председатели комиссий согласовывали с наблюдателями правильность своих действий на всем протяжении трехдневного голосования, спрашивали, как им поступать в разных ситуациях, были удивлены, насколько профессионально составлена дорожная карта «Голоса». 

У большинства партий и кандидатов по области отсутствовали свои наблюдатели, а те, у кого они были, зачастую были не компетентны. Просиживание на УИКах с табличкой «наблюдатель» ради получения оплаты — явление по-прежнему распространенное. Поиск наблюдателей и их подготовку партии и кандидаты чаще начинают в самый последний момент, и занимаются этим далеко не все. 

Поэтому по итогам наблюдения и у независимых наблюдателей, и у некоторых кандидатов, с которыми взаимодействовали, появилось осознание значимости наблюдения и необходимости заблаговременной подготовки. 

По словам обнинских кандидатов в депутаты, руководство партии «Справедливая Россия» в Калужской области саботировало наблюдение на досрочном голосовании, сказав, что в нем «нет необходимости, потому что все равно будут фальсификации». После таких слов большинство наблюдателей от кандидатов, готовых наблюдать на досрочке 11-12 сентября, просто ушли.

В Малоярославце благодаря тому, что все 3 дня на пяти УИКах по 1-му городскому округу были компетентные и настойчивые наблюдатели, удалось предотвратить планируемые махинации с бюллетенями. 

На УИКе № 1601 сложилась интересная ситуация: с нами конструктивно взаимодействовали наблюдатели и от партии «Новые люди» , и от нескольких кандидатов, и в том числе наблюдатели от... «Единой России». Процесс контроля за сохранностью пломбы на сейфе, целостности сейф-пакетов и соблюдения честности процесса голосования был важен для всех. Поэтому и попытка комиссии остаться 12-го ночью после упаковки сейф-пакетов пресекалась всей группой наблюдателей. В результате председатель комиссии на УИКе сказала: «Нам говорили, не важно какая явка будет, главное, чтобы оппозиционные кандидаты не прошли, но они все равно прошли...»

Оппозиционные кандидаты смогли организовать наблюдение также на выборах в Детчинскую сельскую думу, они установили видеокамеру для наблюдения за сейфом.

Там же, где отсутствовал достаточный контроль наблюдателей, обнаруживались манипуляции с результатами голосования в сейф-пакетах. 

Так, к примеру, по 8 округу на выборах в Калужскую городскую думу у кандидата от КПРФ Владимира Артемова. по сути украли депутатский мандат. Вскрытые сейф-пакеты были зафиксированы на видео, в итоге кандидат от «Единой России» Марина Ставиская победила с перевесом в 20 голосов. 

Если говорить о явке, то бОльшая ее часть была обеспечена за счет досрочного голосования 11 и 12 сентября. Админресурс был задействован именно в пятницу, бюджетным организациям в Калуге для этих целей даже предоставлялся транспорт в рабочее время, позволялось опоздать на работу, надо было прислать отчет о том, что проголосовал. На некоторых УИКах замечали фотографирующихся с бюллетенями избирателей, работник Обнинского музея публично подтвердил, что на всех сотрудников оказывается давление.

В итоге итоговая явка на наблюдаемых УИКах составила около 26-30%. Основные фальсификации в регионе были именно благодаря досрочному голосованию. Все УИКи получали инструкции, что после окончания досрочки 12 сентября и ухода наблюдателей, нужно будет «работать с книгами и бюллетенями». Эту же информацию не скрывали чиновники в Малоярославце, говорящие «вы голосуйте как угодно, 12-го мы посчитаем как надо». Ночные «заседания комиссий» в ночь с 12-го на 13-ое были зафиксированы наблюдателями в Калуге, Обнинске, Малоярославце. 

В то же время отсутствие наблюдателей на многих сельских УИКах приводило к анархии в работе комиссий и в процессе самого голосования. Так, вечером 13 сентября при посещении сельских УИКов в Кудиново и Шумятино обнаружилось, что списки избирателей либо вовсе не прошиты, либо прошиты для имитации таким образом, что наклеенная бумага с печатью совсем не фиксирует нить, скрепляющую книгу. На замечания члены комиссии, все как один, стали говорить, что «это тут просто отклеилось». Кандидат в депутаты Александр Лепендин подал жалобу в Шумятинский УИК.

В Шумятино обнаружилось, что на голосование вне помещения выезжают без сведений в реестре о тех, кто подавал заявку в реестре и без наблюдателей. В списках избирателей были заполнены несколько граф с паспортными данными избирателей, есть подпись члена комиссии с правом решающего голоса за выдачу бюллетеней, но отсутствуют подписи самих избирателей. В итоге около 30% от проголосовавших на УИКе 1633 оказались голосовавшими на дому. 

Процент, голосующих за «Единую Россию» в сельских УИКах нередко оказывался в 2-3 раза выше, чем в городских УИКах. Объясняется это тем, что в селе можно свободно вбрасывать бюллетени за тех, кто никогда не ходит голосовать, а также есть возможность подсказывать голосующим на дому, за кого нужно ставить галочки в бюллетенях.

Итоги

В общей сложности «Единая Россия» потеряла более четверти своих сторонников — 45 тысяч голосов. Это на 13,06% меньше в сравнении с выборами в 2015-м году при одинаковой явке: было 56,99%, стало 43,93%. Переизбранные одномандатники набрали примерно в полтора раза меньше голосов, чем в прошлые выборы.

При этом «Единая Россия» потерпела поражение на выборах в ряде населенных пунктов: Дворцы, Полотняный завод, Ястребовка.

В третьем по величине промышленном центре Калужской области, Людиново, ситуация ещё интереснее. В этом городе и районе «Единая Россия» оказалась в глухом меньшинстве. Людиновские единоросы в Гордуме получили всего девять (!) мандатов из 20.

Во всем Людиновском районе «Единая Россия» на выборах по партийным спискам в Заксобрание Калужской области также показала наименьший результат в регионе — 34%.

Другие записи по теме «Наблюдатели»
РазборНаблюдателимесяц назад
Дело против «Голоса»: в чем суть
Мы считаем, что действия правоохранительных органов — это давление на все сообщество людей, которые стремятся сделать выборы в России честными и свободными
ХроникаНаблюдатели2 месяца назад
Суд над Григорием Мельконьянцем. Онлайн
Нашего коллегу обвиняют в организации деятельности нежелательной организации. Мы будем вести текстовую трансляцию со всех заседаний суда
МнениеНаблюдатели2 месяца назад
Каким должен быть выход из режима гибернации
Людмила Кузьмина
МнениеНаблюдатели2 месяца назад
В Казани с участка выставили независимого контролера
Идель Исхаков