В движение «Голос» в первый день досрочного голосования 25 июня поступило 314 обращений. Из них 81 — на горячую линию, 233 — на «Карту нарушений» и по другим электронным каналам связи. Признаки нарушений содержат 158 сообщений.
Пятерка регионов-лидеров по числу сообщений о возможных нарушениях на «Карту нарушений» в первый день досрочного голосования:
- город Москва — 56
- Московская область — 12
- город Санкт-Петербург — 7
- Свердловская область — 7
- Томская область — 6
Главные тенденции дня голосования
- Первый день голосования по изменению Конституции России подтвердил факты массового принуждения граждан к голосованию со стороны их работодателей, должностных лиц органов власти и местного самоуправления. Граждане активно сообщали о таких фактах на «Карту нарушений», в СМИ и просто писали в соцсетях. Кроме того, сами компании и учреждения рапортовали о массовом голосовании своих сотрудников. Такое возможно только в случае, если руководство соответствующих организаций не просто организует, но и контролирует участие своих сотрудников в голосовании. Такая публичная отчетность руководителей организаций о принуждении людей к голосованию свидетельствует о смещении представлений о нормальности в процедурах голосования в и отсутствии понимания того, как должно осуществляться демократическое, свободное волеизъявление.
- Новшество по организации голосования на придомовых территориях показало, что оно не пользуется большим спросом у граждан. Из-за этого члены комиссий, не дождавшись участников голосования на улицах, нередко инициировали нарушение процедур, утвержденных ЦИК России, и начинали проводить «надомное» голосование, осуществляя обход квартир по своей инициативе, без соответствующих заявок со стороны самих избирателей. Кроме того, практика показала, что при организации голосования на придомовой территории далеко не всегда обеспечивалась тайна волеизъявления: граждане были вынуждены заполнять бюллетени на лавочках, пеньках, капотах автомобилей — на виду у других участников голосования и членов комиссий.
- Отсутствие нормального регулирования агитации отражается и в дни голосований: в помещениях, где располагаются комиссии, обнаружены материалы, имеющие очевидную агитационную направленность; продолжается агитация за принятие поправок со стороны должностных лиц, в том числе и непосредственно в помещениях для голосования. В то же время, несмотря на прозвучавшие ранее заявления со стороны председателя ЦИК, известны случаи, когда полиция задерживала граждан, агитирующих на улицах против поправок.
- Выявились проблемы, связанные с проведением электронного голосования. Так, в Москве сайт для электронного голосования не работал утром, в начале голосования, а в Нижнем Новгороде наоборот — заработал раньше времени. Кроме того, выявилась уязвимость системы избирательных комиссий, позволяющая гражданам, зарегистрированным на онлайн-голосование, получить второй, бумажный, бюллетень.
- Реакция на работу граждан в качестве наблюдателей, представителей СМИ и даже членов комиссии со стороны председателей УИК и ТИК временами оказалась нервной. В результате уже в первый день голосования произошли скандалы с незаконным удалением наблюдателей и членов комиссий из помещений для голосования. Отметим также реакцию организаторов голосования и правоохранительных органов на выявленные гражданами проблемы, связанные с организацией электронного голосования. «Голос» полагает, что предание информации о проблемах голосования гласности позволило системе избирательных комиссий оперативно отреагировать и принять меры по проверке. Таким образом, гласное получение гражданами второго бюллетеня нельзя считать провокацией и дискредитацией голосования — это было экспериментом, одной из форм контроля граждан за честностью проводимых процедур. Если бы такие факты появились после подведения итогов, то это поставило под вопрос волеизъявление более 1 млн жителей Москвы, зарегистрировавшихся на онлайн-голосование.
Общая характеристика кампании к началу дня голосования
«Голос» отмечает, что кампания общероссийского голосования до 25 июня прошла в ситуации тотального ограничения основных прав и свобод граждан, отсутствия гарантий равенства противников и сторонников поправок при агитации, злоупотребления государством своими возможностями для ведения агитационной кампании и массового принуждения людей к голосованию.
Это сопровождалось очередными попытками дискредитации реального гражданского контроля со стороны наблюдательских объединений: публикациями в СМИ и социальных сетях фактов, не имеющих реальных оснований, поддельных методических рекомендаций, выпущенных якобы от имени «Голоса», постановочных фото. К сожалению, за последние годы все это стало уже привычным фоном организации наблюдения со стороны гражданского общества России.
Принуждение к голосованию и нарушение его тайны
На протяжении двух недель, предшествующих старту голосования граждан, движение «Голос» получило большое количество сообщений от людей, которых начальство заставляло принять участие в голосовании. Эти факты нашли свое отражение уже в первый день досрочного голосования. Сообщения о нарушении тайны голосования и контроле за участием граждан в голосовании, а также о подкупе поступили из 28 регионов страны.
Кроме того, в социальных сетях и СМИ появилось большое количество публикаций, в которых об участии своих сотрудников в голосовании отчитываются целые предприятия. Например, об участии своих сотрудников узнали и сообщили: МФЦ города Озеры Московской области, ФГУП ВНИИМ им. Д. Менделеева в Санкт-Петербурге, подростково-молодежный центр подмосковного Реутова, Центр физкультуры и спорта Тольятти в Самарской области, АО «Пензадизельмаш» Пензенской области, «Магаданэнерго», красногорские пожарные и др. Отметим, что такие публикации возможны только в случае, если руководство организаций специально контролирует участие своих сотрудников в голосовании.
В этой связи большую тревогу вызывает организация выездного голосования на конкретных предприятиях. В условиях, когда голосование длится неделю и проходит даже во дворах домов, нет никакой необходимости в специальных выездах членов избирательных комиссиях на предприятия, где условия для сохранения тайны голосования объективно хуже, чем на обычных участках.
Свободное волеизъявление подразумевают, что гражданин выражает свою волю без какого бы то ни было влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного воздействия. Речь, в том числе, идет и о решении принимать или не принимать участие в голосовании. Согласно ч. 8 ст. 2 Федерального конституционного закона о поправке к Конституции Российской Федерации, никто не может принуждать граждан к участию или неучастию в голосовании.
Проблемы с обеспечением тайны голосования часто возникают и при проведении голосования на придомовых территориях. Яркий пример прислали из села Хомутинино Челябинской области. На фотографиях видно, что при проставлении отметки в бюллетене гражданина плотным кольцом окружают другие люди. На капоте автомобиля, без сохранения тайны голосования, вынуждены были выражать свою волю жители Иванова. В багажнике автомобиля хранились бюллетени проголосовавших жителей Владивостока. В Барнауле члены УИК 195 при организации голосования на придомовой территории по адресам ул. Тимуровская 66 и 68 даже не попытались дождаться участников голосования во дворе — придомовая территория была пустой (без палатки, стенда или других признаков проведения голосования) — вместо это члены УИК просто пошли по квартирам и предлагали голосовать всем подряд. Поскольку председатель УИК поддержала инициативу членов комиссии, вероятно, можно говорить о низком уровне подготовке комиссии.
Отметим, что голосование на придомовых территориях ведет к существенным проблемам при обеспечении гарантий прав участников голосования и, в то же время, совершенно не пользуется спросом у жителей (по крайней мере, в городах). Такие процедуры голосования лишь подрывают доверие к его итогам.
Агитация в помещениях для голосования, а также со стороны должностных лиц
Сообщения об агитации со стороны органов власти и местного самоуправления, их должностных лиц, а также агитационных материалах, размещенных непосредственно в помещениях для голосования, сообщали из 15 регионов. Например, губернатор Приморского края призвал голосовать за поправки прямо в помещении для голосования.
Неприкрытую агитацию содержат и официальные материалы Центризбиркома, которые нижестоящие комиссии продолжают распространять прямо в дни голосований. Так, например, поступила Избирательная комиссия Ульяновской области, разместившая агитационный ролик в своем аккаунте в соцсети. То же самое делают государственные и муниципальные СМИ. Например, агитация содержится В Instagram аккаунте cетевого издания «Заря Озеры». Его учредителями являются Государственное автономное учреждение Московской области «Воскресенское информационное агентство Московской области»; Государственное автономное учреждение Московской области «Агентство информационных систем общего пользования «Подмосковье»; Государственное автономное учреждение Московской области «Редакционно-информационный центр Московской области». На сайте «ОМСКРЕГИОН», учредителем которого является Главное управление информационной политики Омской области также опубликована агитация за принятие поправок в Конституцию РФ.
В то же время, выявлены факты воспрепятствования агитации противникам поправок. Так, в Москве задержали муниципального депутата и составили протокол по статье 5.12 ч.1 КоАП за фотографию с развёрнутым плакатом против внесения поправок в Конституцию возле УИК. В Кургане около избирательного участка задержали несовершеннолетнего сторонника «Другой России». Он раздавал листовки за бойкот голосования по Конституции. На Красной площади во время одиночного пикета против поправок в Конституцию задержан активист Виктор Немытов.
Таким образом, из-за отсутствия регулирования агитации за и против поправок не только нарушается принцип политического нейтралитета госаппарата и организаторов голосования, но и нарушается принцип равенства сторонников и противников поправок. Несмотря на все заявления ЦИК России, последним оказывается противодействие в ведении агитации, в том числе и силами правоохранительных органов.
Проблемы онлайн-голосования
Первый день онлайн-голосования начался с отказа в работе московского сайта голосования. В Нижнем Новгороде произошла обратная ситуация — сайт должен был позволить голосовать с 14 часов, однако первые сообщения о голосовании пришли уже в 12:47. Таким образом, по сути время работы электронного голосования не совпадало с тем, которое было установлено в нормативных документах.
Но главные проблемы онлайн-голосования были выявлены позже: в течение дня как минимум три человека сообщили, что смогли получить по два бюллетеня для голосования из-за того, что им на офлайн-участках выдали бумажные бюллетени, хотя они были зарегистрированы как участники электронного голосования. Учитывая, что для участия в онлайн-голосовании зарегистрировалось более 1 млн москвичей, такая уязвимость системы избирательных комиссий представляет большую угрозу.
Сообщив об этой проблеме публично, участники этих экспериментов позволили организаторам голосования выявить проблему и начать работу по ее устранению. Однако реакция системы избирательных комиссий и правоохранительных органов оказалась необоснованно нервной — граждан обвинили в провокациях и попытках дискредитации голосования, а МВД даже предположило, что это было спланированная акция группы лиц по дискредитации и рассматривает вопрос о возбуждении уголовных дел.
Движение «Голос» призывает отказаться от преследования граждан, которые помогли вскрыть системную уязвимость онлайн-голосования.
Противодействие работе членов комиссий, наблюдателей и представителей СМИ
Общественный контроль за проведением процедур голосования оказался ослаблен ограничением субъектов направления наблюдателей одними лишь общественными палатами, которые у многих граждан не вызывают доверие в силу своей зависимости от региональных органов власти. В этой ситуации факты давления на членов комиссий, наблюдателей и представителей СМИ, которые смогли попасть на участки для голосования, вызывает повышенную тревогу.
В Ивановской области к 25 июня общественная палата вообще не выдала как минимум нескольким гражданским активистам направления на избирательные участки и даже не сообщила, когда же эти направления будут и на какой участок распределены наблюдатели. Об аналогичной ситуации сообщил житель Москвы.
К сожалению, вновь есть факты удаления из помещений для голосования представителей СМИ и даже членов комиссий. Так, в Иваново комиссия УИК № 33 пыталась выгнать из помещения для голосования представителя ИА «Время» Михаила Гусева, получившего аккредитацию ЦИК России. А в московском Троицке председатель УИК № 3394 заявила, что член этой комиссии Дарья Алгунова отстранена от работы в комиссии в связи с «утратой доверия» из-за того, что та якобы написала жалобу на выборах прошлого года. В Махачкале (УИК № 1155) наблюдателя пытались ограничить в перемещении по участку, а в Санкт-Петербурге зампред ТИКа 24, назвав журналиста «идиотом», в грубой форме требовал предъявить письменное редакционное задание и запрещал доставать из кармана смартфон, угрожая судом.
Такие действия со стороны глав избирательных комиссий ведут к совершенно необоснованным скандалам, снижают и без того низкую прозрачность процедур и подрывают доверие к итогам голосования.
Общая статистика
Движение «Голос» проводит краткосрочное наблюдение в 42 регионах. Мониторинг общероссийского голосования проводится на предмет его соответствия международным и российским конституционным стандартам свободного волеизъявления и основан на данных, получаемых из регионов от участников и организаторов голосования, наблюдателей и представителей СМИ, по разным каналам, включая, горячую линию 8 800 333-33-50, «Карту нарушений», СМИ, интернет, социальные сети и мессенджеры.
Распределение лидерства по сообщениям на карту нарушений в целом за период кампании выглядит в данный момент следующим образом:
- город Москва — 209
- город Санкт-Петербург — 85
- Московская область — 50
- Краснодарский край — 34
- Алтайский край — 33