Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
Василий Вайсенберг
Эксперт по краткосрочному наблюдению
Александр Грезев

На муниципальном референдуме в Республике Татарстан (РТ) в день голосования велась агитация и обнаружились подозрительные подписи в списках избирателей.

13 марта в городе Арске республики Татарстан прошел референдум по вопросам самообложения граждан. Кратко вопрос звучал так: готовы ли жители вложиться по 300 рублей на нужды города и ближайших деревень? Чтобы референдум состоялся, необходима явка более 50% от общего числа избирателей. Перед организаторами референдума стояли две задачи: обеспечить требуемую явку и «правильное» голосование, то есть, чтобы избиратели ответили «да, мы согласны дать 300 рублей».

Начнем со второй задачи. Она решалась, в том числе, путем незаконной агитации, закамуфлированной под информирование граждан. Для этого у каждой участковой комиссии референдума (УКР) висела бумага, которая рассказывала про референдум, а в конце сообщалось, что правительство республики добавит 4 рубля на каждый собранный жителями рубль. Таким образом, давался однозначный сигнал, как именно стоит голосовать.

12834625_10209291733117211_945677724_n А что же делать с явкой? Мы обнаружили, что в одной из книг избирателей подписи граждан подозрительно похожи между собой, и кажется, что они сделаны одной и той же рукой. Вы скажете, что это, возможно, супруги. Да, скорее всего, супруги (к сожалению, фамилий мы не видим). Но даже если у них совпадают фамилии, то начертания подписей должны хоть немного, но отличаться.

А тут мы видим уж очень сильное совпадение. Тогда вы мне ответите, ну так значит один супруг расписался за второго, ведь так можно? Можно, вот только в графе «особые отметки», которая справа от подписей, должна быть сделана пометка об этом, а ее нет.

Так ведь должны откуда-то взяться эти бюллетени, чтобы потом все сошлось, скажете вы. Да, должны. Но для того, чтобы не допустить подобного, нужны наблюдатели, которые либо пресекут вброс, либо заметят выдачу нескольких бюллетеней одному избирателю. А так нам остается только любоваться этой фотографией, выложенной в Интернет, скорее всего, неравнодушным членом участковой комиссии референдума.

Василий Вайсенберг: другие материалы автора
МнениеИзбирательные стандарты3 года назад
Для того, чтобы стать сенатором, ей был необходим статус народного избранника
МнениеИнновации3 года назад
Что мы узнали в ходе заседания Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве в 2021 году
МнениеИзбирательные стандарты3 года назад
Объясняем, что означает новый порядок аккредитации Центризбиркома
РазборИзбиркомы3 года назад
Журналисты могут столкнуться со сложностями