Члены территориальной избирательной комиссии № 33 Василеостровского района в Санкт-Петербурге подали иск с требованием компенсации морального вреда, который нанёс им наблюдатель «Голоса», физик Андрей Серяков.
Упомянутый вред содержит, по мнению истцов, пост во «ВКонтакте», где Серяков рассказал о том, что происходило на участке № 116 во время муниципальных выборов в сентябре текущего года, как на его жалобы реагировал ТИК № 33 и поименно перечисляет тех, кто причастен к нарушениям.
Иск в отношении Андрея Серякова был подан еще в конце сентября. Члены избирательной комиссии Сергей Гусев, Николай Миронюк и Дмитрий Голов потребовали опровержение, удаление публикации и 1,5 млн рублей в качестве компенсации морального вреда. Истцы настаивают, что текст причинил им нравственные страдания, а также мог отразиться на их репутации.
«12 декабря я узнал об иске против меня от людей из ТИК № 33, которые, — мое персональное мнение, — стояли за организацией всего этого. Они предлагали писать им жалобы, которые потом отклоняли», — рассказал у себя на страничке во «ВКонтакте» наблюдатель. Первое заседание суда сначала назначили на 22 декабря, а позже перенесли на более позднюю дату после Нового года.
После единого дня голосования 11 сентября Андрей Серяков подробно изложил на своей странице в соцсети, как проходили выборы и какие нарушения допустила участковая избирательная комиссия № 116.
Он рассказал, как члены комиссии организовали надомное голосование, но не сообщили об этом наблюдателям, а также многое другое. Регистрировать одну жалобу комиссия отказалась, другие регистрировались, но в итоге были отклонены как УИК, так и ТИК.
Как пишет Серяков, надомное голосование прошло в Военно-морской академии им. Кузнецова, где проголосовали почти 400 человек. Все они поставили галочки за кандидатов одинаковым почерком. При этом на участок явился 81 человек. Обычно так называемых надомников меньше, чем тех, кто голосует на участке.
Наблюдатель пожаловался на комиссию в вышестоящий ТИК, ведь председатель УИК № 116 отказала наблюдателям в ознакомлении с реестром и в участии в выездной группе для надомного голосования в Военно-морской академии. Она также не предоставила информацию о количестве оформленных для надомного голосования бюллетеней и не объявила о выходе на надомное голосование за 30 минут, как это предусмотрено процедурой. Андрей Серяков также указал, что бюллетени не были пересчитаны, их сразу загрузили в КОИБ. Это неполный перечень нарушений, которые перечислил наблюдатель. Все обнаруженные нарушения он также озвучивал в СМИ.
Секретарь районного избиркома Николай Миронюк, зампредседателя Сергей Гусев и член комиссии Дмитрий Голов присутствовали при подсчете голосов, а г-н Миронюк даже был свидетелем подготовки к выездному голосованию, однако никакой реакции на очевидные нарушения ни от кого из них не последовало.
По итогу выборов пойти в суд сам наблюдатель не может, поскольку его права не были нарушены, однако иск все же был подан от лица кандидата от «Справедливой России» Светланы Бочаровой. Она обратилась в суд с требованием об аннулировании итогов голосования на УИК № 114 и 116. Андрей Серяков выступает в деле в качестве свидетеля.
В своём интервью накануне суда Андрей Серяков подчеркнул, что публичность сейчас остаётся чуть ли не единственным способом бороться с фальсификаторами выборов. Чем хуже ситуация в стране, тем больше людей постепенно понимают ценность этой работы.
«Надо понимать, что жалобы на нарушения участковых избирательных комиссий мы пишем в ТИК — это те же люди, которые подали на меня иск. Привлечь их к уголовному делу я не смогу, у меня нет прямых доказательств. Нарушения проводились таким образом, чтобы мы не могли ничего доказать. Единственная возможность бороться против нарушений на этих выборах — публичная огласка. <...> Недавно в своих соцсетях я попросил финансовую поддержку, и меня удивило количество людей, которые захотели мне помочь. Я был шокирован. Если я останусь в России в сентябре 2023 года, то я обязательно продолжу наблюдать за выборами», — говорит Серяков.
Андрей участвует в наблюдении с 2013 года. По его словам, внимание множества людей к его делу приносит положительные эмоции и его очень поддерживает. Он надеется, что судебный процесс доставит членам УИК больше проблем, чем ему самому.
По существу дела Андрей Серяков придерживается мнения, что использование фотографий членов избирательной комиссии не является нарушением, поскольку они публичные лица. «В законе об охране изображений также сказано, что изображение может быть опубликовано в общественных интересах. Общественные интересы заключаются в осуществлении потребности общества в обнаружении и раскрытии угроз демократического и правового государства. Это отлично подходит под мой случай», — считает наблюдатель.