Буду краткой, потому что новостей немного, да и грустные они, а усталость от наблюдения за трехдневным голосованием сказывается (к слову эти три дня нужны только представителям власти, ни членам комиссии, ни тем более избирателям они не нужны).
«Единая Россия» забрала в Барнаульской городской Думе 31 мандат из 40. КПРФ взяли три, «Спреведливая Россия», ЛДПР и «Новые люди» — по два мандата. Это значит, что фракция «Единая Россия» снова будет иметь подавляющее большинство в Думе и принимать ключевые решения.
Провластные каналы в общем угаре пишут о том, «Единая Россия» «вынесла» оппозицию (интересно, что год назад «Единая Россия» проиграла многие из округов на региональных выборах). Но кажется никто не задается вопросом, почему.
А тем временем, выборы в существенном кризисе (в принципе давно).
Внимание у избирателей к выборам минимальное. Несмотря на привычное административное принуждение и списки надомников, спущенные сверху, результат удручающий.
В Барнауле явка составила порядка 15%, несмотря на внедрение многодневного голосования. Она упала даже в сравнении с ее невысокими показателями пять лет назад. Немного занимательной математики: если смотреть на конкретные цифры, то в 2017 году на выборах в Гордуму за «Единую Россию» проголосовали 50 855 человек, сейчас 37 271. Получается, что поддержка партии власти в Барнауле уменьшилась на четверть.
Падение интереса связано со множеством факторов, все их сложно перечислить, но то, что в России ограничили доступ к информации, а именно заблокировали независимые СМИ и многие соцсети, и ввели репрессии против оппонентов действующей власти, многим из которых пришлось уехать из страны (а те, кто остались ограничены в свободе выражения мнения), существенно на это повлияло.
Для желающих же наблюдать были созданы препоны в виде упразднения статуса члена комиссии с правом совещательного голоса и общедоступного видеонаблюдения.
С соблюдением процедур становится чуть лучше (ДЭГ не беру во внимание, его не было в Алтайском крае), в том числе благодаря многолетней работе наблюдательного сообщества, но нарушения все же были.
Знаю, что жалобы о некоторых нарушениях удалось довести до окружных комиссий. Что они сделали? Либо написали ответную жалобу, что наблюдатели дискредитируют комиссию, либо просто формально переписали решения УИКов.
Я хочу сказать огромное спасибо всем реальным наблюдателям. Они работали самоотверженно, несмотря на то, что многие комиссии часто видели в них не партнеров, а почему-то врагов.
Я считаю важным продолжать наблюдать. Понятно, что на выборах уже практически невозможно ни на что повлиять, но сплотить людей вокруг созидательной идеи, кажется до сих пор стоящим делом.
А дальше — посмотрим.