2 ноября 2021 года на семинаре Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ член ЦИК РФ Павел Андреев поделился итогами анализа «Карты нарушений», который провела система избирательных комиссий. По его словам, лишь 9% сообщений о предполагаемых нарушениях получили свое подтверждение (на 5% меньше, чем в 2019 году), в то время как не подтвердились 65% сообщений о нарушениях, а 26% сообщений содержали информацию, которая не относится к нарушениям избирательного законодательства.
14 января 2022 года на сайте ЦИК РФ был опубликован подробный анализ сообщений по Кемеровской области. Процент оказался еще меньше — подтвердились только 3% сообщений. Со стороны это воспринимается так: «Карта нарушений» — недостоверный ресурс, наблюдатели не разбираются в законодательстве либо публикуют заведомо ложные сообщения; в Кемеровской области выборы — самые честные, а «Голос» пытается их делегитимизировать; «Голос» получает иностранное финансирование из Армении, да и вообще у них 20 человек — иностранные агенты. А вот на «Карте сообщений» от Общественной палаты, у которых наблюдателей на порядок больше, чем у «Голоса», никаких нарушений не зафиксировано.
Будем разбираться, как все на самом деле.
Всего на «Карте нарушений» в Кемеровской области было размещено 113 сообщений. Сообщения из одной истории либо повторяющиеся я объединил в одно. В итоге получилось 103 сообщения. И вот из них ЦИК подтвердил только 3%:
Я сразу начал свою проверку: она заключалась в уточнении сведений и опросе наблюдателей по вновь открывшимся обстоятельствам. Если показания расходились с ответом избирательной комиссии, я доверял наблюдателям (этот спор можно разрешить, получив видеозаписи с участков). Если данных было и так достаточно, то писал свой ответ. В качестве подтверждений принимались письменные жалобы, фотографии, видеозаписи, ответы самой комиссии и сведения из ГАС «Выборы». Результат проверки «Голосом»:
Одно сообщение было ложное, одно отправлено с опечаткой, два не подтвердились после проверки. Все подробности можно посмотреть в таблице Анализ «Карты нарушений» в Кемеровской области.
Примерно по 19 сообщениям наблюдатели и избирательные комиссии давали абсолютно разные пояснения. Центризбирком cможет убедить нас в отсутствии нарушений, если предоставит видеозаписи.
30. Не давали расписаться на сейф-пакете и копию акта УИК № 68.
ЦИК: Со слов председателя УИК № 68 Никифоровой Е. В. после перемещения бюллетеней из переносного ящика Ефименко Ю. В. не изъявила желания расписаться на сейф-пакете. В 11:25 председатель Никифорова Е. В. предложила заявительнице расписаться на сейф-пакете и получить акт, но она отказалась. В 14:20 ей повторно предложили расписаться на сейф пакете, получить копию акта, тем самым удовлетворив ее жалобу. Заявительница получила идентификационные данные сейф-пакета, расписалась на сейф-пакете и получила копию акта.
Юлия Ефименко: Никто не предлагал ни мне, ни остальным членам комиссии ознакомиться с номером сейф-пакета и поставить подпись на сейф-пакете. На все мои просьбы о предоставлении мне такой возможности председатель отвечала отказом. Мне ничего другого не оставалось, как добиваться своего законного права при помощи написания жалобы.
37. Бюллетени пересыпали из переносного ящика не в помещении для голосования УИК № 629.
ЦИК: Перемещение бюллетеней проводилось в соответствии с Порядком в присутствии наблюдателя Матвеева А. А. и двух ЧПСГ Шабалина С. А. и Щербакова Г. Ф. Жалоб на нарушение процедуры перемещения бюллетеней из переносного ящика в сейф-пакет и оформления соответствующего акта от данных лиц не поступало.
Иван Решетов: 17 сентября 2021 в 14:30 принесли переносной ящик для голосования № 1. Вытряхнули его не в помещении для голосовании, не под камерами, а в соседнем помещении, которого нет на схеме участка для голосования.
ЦИК: Ефименко Ю. В. во время опечатывания сейф-пакета отсутствовала. Согласно пояснениям председателя УИК № 68 и записям с камер видеонаблюдения, посторонних лиц в помещении для голосования 17.09.2021 не находилось.
Юлия Ефименко: Сейф-пакет не был опечатан, т. к. бюллетеней было слишком много, сейф-пакет просто не могли закрыть и в таком виде, при общей искусственно созданной суматохе, члены комиссии стали заталкивать сейф-пакет в сейф. Я громко говорила, что члены комиссии совершают противозаконные действия, что в таком виде сейф-пакет оставлять на ночь нельзя. Я громко, — подчеркну — ГРОМКО требовала, чтобы мне предоставили право ознакомиться с номером сейф-пакета и поставить на нем подпись, но мои слова игнорировали. Я все свои претензии изложила устно Беловой (председатель ТИК), но она проявила абсолютное бездействие, и наоборот проявила незаинтересованность в соблюдении законодательства о выборах в РФ. Непосредственно перед выемкой бюллетеней из стационарного ящика Беловой были вызваны сотрудники полиции, для того чтобы меня запугать и не дать мне участвовать в выемке бюллетеней.
57. Вброс УИК № 237.
ЦИК: Факт «вброса» избирательных бюллетеней не подтвердился.
«Голос»: Вброс подтвердился жалобой наблюдателей, видеозаписью с экрана в центре видеонаблюдения «Яблоко», Общественной палатой РФ, председателем Избиркома Кемеровской области, которая сообщила на брифинге, что результаты голосования будут частично аннулированы.
ЦИК: Увеличенная форма протокола заполнена и сдана в ТИК в установленном законом порядке. Нарушений при подсчете голосов избирателей не установлено. Жалоб от лиц, присутствующих на процедуре подсчета, о нарушении процедуры подсчета голосов в участковую избирательную комиссию не поступало.
Кирилл Никифоров: Есть видеодоказательство незаполненных УФП во время окончания подсчета голосов. Председатель ограничил нахождение наблюдателей зеленой линией на полу на расстоянии в районе трех метров от стола для подсчета. Потом началась потасовка с амбалами. Когда приехала полиция, и шли разбирательства с ними, к столу для подсчета меня не пускала уже полиция.
Еще один блок сообщений, в котором избирательные комиссии придумывали различные легенды, пытаясь оправдаться.
56. Есть видеозапись, где после закрытия участка три женщины перекладывали бюллетени в сейф-пакет.
ЦИК: Председатель, заместитель и секретарь в 22:25 находились вне помещения для голосования, в библиотеке, расположенной на первом этаже здания, разбирали иную документацию.
«Голос»: Во-первых, подозрительна работа руководящей тройки в такое позднее время. На видеозаписи не похоже, чтобы председатель, заместитель и секретарь разбирали иную документацию (какую именно?). Виден сейф-пакет, в который в спешке вкладывают листы, похожие на бюллетени.
ЦИК: Другие листы реестра находились у членов УИК, которые, в свою очередь, составляли выписку из реестра для проведения голосования вне помещения.
«Голос»: Если 495 надомников проголосовали 17 сентября 2021, то выписку для них должны были составить в тот же день, а не 18 сентября 2021. Избирательная комиссия даёт сомнительный ответ, потому что выписку составляет секретарь, а не рядовые члены комиссии. Заявитель Ильин пояснил, что другие листы реестра ему не показывали, а жалоба рассматривалась в его отсутствие. Председатель Иванова просила понять её как мать, так как ей приказано сверху сделать нужный результат голосования.
ЦИК: Действительно, при голосовании избирателей на УИК № 866 они обнаружили, что проголосовала их мать, фактически находящаяся в Доме ветеранов, т. е. на территории другого избирательного участка. При проверке данного факта было установлено, что для женщины, находящейся в Доме ветеранов, УИК № 866 организовало голосование вне помещения для голосования в силу состояния ее здоровья. О том факте, что мать голосовала вне помещения для голосования избиратели, обратившиеся с заявлением о факте фальсификации, не были осведомлены.
«Голос»: Избирательная комиссия придумала сомнительную легенду, что избирательница проголосовала вне помещения, а не по месту пребывания. Тогда бы в списке напротив фамилии стояла отметка о голосовании вне помещения. Но члены комиссии почему-то не сообщают об этом родственникам избирательницы. Ни наблюдатель, ни полицейские не видят этой отметки. По словам родственников после отъезда полиции отправили членов комиссии в Дом ветеранов, чтобы провести голосование вне помещении.
В течение дня наблюдатели считали явку, и если она не совпадала с явкой, опубликованной на ГАС «Выборы», сообщали об этом на «Карту нарушений». Таких сообщений было пять. По двум из них избирательные комиссии объяснили расхождение технической ошибкой и поставили резюме «не является нарушением». По трем дали такие ответы:
38. Так как Ведерников на участке постоянно не находился, указанные им данные не могут соответствовать данным комиссии. Аналогичных замечаний от иных присутствующих лиц в комиссию не поступало.
40. На избирательном участке № 68 присутствовали члены комиссии с правом совещательного голоса УИК № 68 Лариса Козлова (КПРФ) и Ольга Панфилова («Единая Россия»), которые самостоятельно вели подсчет избирателей. Из пояснения Козловой установлено, что отличие в количестве пришедших в день голосования составило несколько человек и практически совпадало со сведениями, опубликованными в ГАС «Выборы».
80. Утверждение Никифорова о нарушении избирательного законодательства, выразившемся в расхождении количества избирателей за 18 сентября 2021, ничем не подтверждено и носит предположительный характер, какие-либо конкретные факты допущенных нарушений и доказательства в их подтверждение не представлены.
Я знаком со всеми наблюдателями и доверяю их подсчетам. Однако ЦИК может установить истину, если предоставит видеозаписи для проведения альтернативного подсчета.
Пять сообщений о принуждении к голосованию в конкретный день в пятницу 17 сентября. ЦИК не опровергает сами сообщения (аудиозапись, рассылку по электронной почте, письменные жалобы), но поясняет, что работодатель собирал информацию о дне голосования для планирования работы, корректировки графика работы либо призывал исполнить конституционный долг тех, кто работает в субботу и воскресенье.
То есть недостаточно было ввести трехдневное голосование, надо еще заставить всех сотрудников голосовать именно в пятницу и отчитываться об этом. Очевидно, что учителя школы № 48 не работали в субботу и воскресенье, они могли проголосовать в любой день. В Беловской городской больнице № 2 в стационаре три дежурных врача, воскресенье — выходной день, в субботу работает один участковый терапевт, остальные отдыхают.
Два сообщения о принуждении к смене участка на «Госуслугах» подтвердились большим числом заявлений, указанных в ГАС «Выборы», и информатором. Одно сообщение ничем не подтвердилось.