Команда Общероссийского общественного движения «Голос» в Челябинской области осуществляла наблюдение за выборами в единый день голосования 19 сентября 2021 года на всех их этапах — от назначения выборов до подведения их итогов.
В Челябинской области в дни голосования проходило 95 избирательных кампаний:
На многодневных выборах 2021 года в области открылось 2285 участковых избирательных участков, в числе которых 43 участка для избирателей без регистрации. В дополнение к этим участкам было создано 18 временных избирательных участков, из них 14- в медицинских учреждениях и четыре — в следственных изоляторах. На 229 участковых избирательных участках были установлены КОИБы.
По пяти одномандатным округам на думских выборах Избирательной комиссией Челябинской области зарегистрированы 49 кандидатов. Также свои списки выдвинули 14 партий.
По предварительным итогам, явка избирателей на выборах составила 46,54%. Всего проголосовали 1,2 млн жителей Челябинской области. Это более чем на 2% больше показателя на выборах в Госдуму в 2016 году. Лидерами по явке стали Кизильский район, где на участки пришли 70,28% избирателей, Нагайбакский — 65,7% и Октябрьский район — 64,85%. В числе аутсайдеров Златоуст — 37,85%, Тракторозаводский район Челябинска — 38,1%, Коркинский район — 38,4%.
В четырех из пяти одномандатных округах на думских выборах победили кандидаты от партии «Единая Россия». В Челябинском округе лидирует Владимир Павлов, за которого проголосовали 31,7% избирателей, в Металлургическом — Владимир Бурматов с 50,8% голосов, в Магнитогорском — Валерий Бахметьев, получивший 40,6%, в Златоустовском округе 34,7% проголосовали за Олега Колесникова. В Коркинском избирательном округе предсказуемо выиграл руководитель регионального отделения «Справедливой России» Валерий Гартунг. За него проголосовали 46,7% избирателей. Четверо из победителей являются действующими депутатами Госдумы, господин Павлов — депутат законодательного собрания Челябинской области.
По партийным спискам порог в 5% в регионе преодолели пять партий. Лидирует «Единая Россия», получившая 34,3% голосов. Это на 15% меньше, чем в целом по России — 49,6% (по результатам обработки 95% бюллетеней). В 2016 году за партию власти проголосовали 38,2% избирателей Челябинской области. В 2021 году на второе место по партийным спискам вышла КПРФ, за которую проголосовали 19,7% избирателей (12% пять лет назад). Затем идут «Справедливая Россия — За правду» — 17,25% (17,5%), «Новые люди» — 8,3% и ЛДПР — 7,83% (16,7%).
Такие итоги выборов стали возможны из-за двух факторов:
В целях мобилизации избирателей организаторы использовали старые технологии, проверенные временем.
Агитация на участках
В непосредственной близости от избирательных участков либо непосредственно на них шла прямая агитация за кандидатов и партии, представляющие действующую власть. Вот несколько примеров.
Голосование вне помещения
Предусмотренное законодательством РФ голосование вне помещения на думских выборах в Челябинской области проводилось в нарушение установленного порядка: не на основании реестров, составляемых по заявкам избирателей или их близких, а на основании списков, предоставленных социальными службами, либо лечебными учреждениями.
Такие списки с лечебных учреждениях составлялись путем простого сбора паспортов — такой вывод можно сделать на основании жалоб избирателей в социальных сетях. Наблюдатели требовали аннулировать результаты такого голосования:
Избирательная комиссия УИК № 129 (Куваши, округ № 193), которая не пошла на аннулирование голосов по итогам первого дня, была вынуждена признать недействительными итоги двухдневного голосования на всем участке, так как незаконные бюллетени спрятала в КОИБе.
Пример Кизильского района подтверждает, что это явление на думских выборах носило не эпизодический, а системный, аномальный, характер. Доказательства этого изданию Znak.com привела кандидат в Госдуму по Челябинскому округу Елена Вахтина. Она разместила видео, на котором председатель УИК № 814 Владимир Кожанов подтверждает, что использование списков социальных служб и лечебных учреждений — не ошибка участковых избирательных комиссий, а их добрая воля и намеренное нарушение выборного законодательства.
Всего в Челябинской области по требованию наблюдателей признаны недействительными 41 886 бюллетеней. Это более 7% от всех недействительных бюллетеней по стране, а Челябинская область вошла в число рекордсменов по данному виду нарушений выборного законодательства.
Больше всего голосов аннулировали в Челябинске — 10 801. Значительную часть бюллетеней здесь признали недействительными из-за нарушений. В Магнитогорске аннулировали 5156 бюллетеней, Миассе — 2607. В Златоусте, где также наблюдатели указывали на нарушения, аннулировали 2469 бюллетеней. В Копейске — 2022, Озерске — 1582, Саткинском районе — 1504, Кизильском — 1203, Ашинском — 1117, Сосновском районе — 1096, Троицке — 1081.
Полный список территорий, в которых были аннулированы голоса избирателей, добытые незаконным путем, опубликовало издание 74.ru
Прикрепление к «нужным» участкам
«Привычная» мобилизация бюджетников на думских выборах приобрела новую форму: их заставили не только прийти на избирательные участки и проголосовать за партию власти и ее кандидатов, но и сделать это на определенном участке, открепившись на своем.
Эксперты уже нашли объяснение такому явлению: «Структуры хотят понять, какое количество служащих проголосовало. Для этого сотрудников собирают в одном месте. Если перефразировать известное выражение, то получается, что лучше переконтролировать, чем недоконтролировать», цитирует директора Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолия Гагарина издание 74.ru.
Бюджетники же, согласившись играть по правилам власти и начальства, оказались обманутыми, придя на так называемые «спецучастки» и не получив бюллетени, на которые рассчитывали, так как многих заставили поменять не только избирательный участок, но и округ, сообщает 74.ru.
Подкуп
Жительница Челябинска, к которой пришли члены УИК № 2280 для организации голосования вне помещения, рассказала, что незадолго до их прихода ей принесли подарок от кандидата в муниципальные депутаты Голощапова.
Нарушения при подсчете голосов
На целом ряде УИКов увеличенная форма протокола заполнялась не по мере подведения итогов, а по итогам подсчета голосов, что также является прямым нарушением выборного законодательства.
Другие проблемы
Наблюдатели фиксировали неудовлетворительную работу КОИБов, их просроченную поверку, постоянные сбои в том числе из-за отключения электроэнергии. Видеонаблюдение охватывало всего 50% участков, при этом не было функции записи и перемотки. Требует решения и проблема размещения избирательных участков: наблюдатели фиксировали, что они находились в гардеробах, магазинах, в помещениях, требующих серьезного ремонта.
Таким образом, на думских выборах в Челябинской области была создана целая система мобилизации избирателей и отработку механизмов достижения определенного результата.
Со стороны Избирательной комиссии была выстроена система давления на наблюдателей, ограничение их прав на полноценное наблюдение за законностью проводимых выборов. С самого начала голосования 17 сентября 2021 от наблюдателей начала поступать информация о том, что с них требуют копии паспортов и фото. Законодательство этого не предусматривает.
Природа этих требований выяснилась, когда комиссии стали показывать информационные письма ТИКов, где в перечне необходимых наблюдателю документов значились копии паспортов и фото. Наблюдателей с УИКов не выдворяли, однако на протяжение всего периода голосования требования не снимали.
Это прекратилось только после разъяснения Избирательной комиссии Челябинской области.
Участковые избирательные комиссии ограничивали право наблюдателей на передвижение. А на УИК № 2238 (Кизильский район) участковая избирательная комиссия даже приняла решение об удалении наблюдателя с УИК, что является прямым нарушением норм законодательства РФ — наблюдатель (ПСГ) может быть удален с избирательного участка только по решению суда.
На «Карте нарушений» «Голоса» зафиксировано 107 сообщений о нарушении выборного законодательства на думских и муниципальных выборах в Челябинской области, которые лишь дополняют общую картину того, что происходило на избирательных участках: члены УИКов не знают выборного законодательства, игнорируют требования законодательства в вопросах голосования вне помещения, не умеют или не хотят пломбировать и запечатывать сейф-пакеты, не умеют или не хотят вести списки избирателей, ведут несвойственную избирательным комиссиям работу, предъявляют к наблюдателям требования, не предусмотренные законодательством РФ.
Челябинский «Голос» и прежде обращал внимание ЦИК и Избирательной комиссии Челябинской области на необходимость изменения отношения председателя Избирательной комиссии к информации о нарушениях в ходе выборной кампании. Отсутствие реакции ведет к дальнейшему росту недоверия граждан к власти и к выборам как общественному институту.
Челябинский «Голос» может утверждать, что зафиксированные в ходе наблюдения за выборами нарушения выборного законодательства могли повлиять на волеизъявление избирателей.
Также мы хотели бы обратить внимание Центральной избирательной комиссии и Избирательной комиссии Челябинской области на низкий уровень подготовки руководителей и членов территориальных и участковых избирательной комиссий Челябинской области.