Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
Дмитрий Нестеров
Эксперт по выборам. Москва
Коллаж: Ксения Тельманова

Некоторые кандидаты, собирающие подписи в Москве, заявляют о близости завершения кампании по сбору подписей. С другой стороны, москвичи и некоторые политологи удивленно спрашивают, где ведется сбор подписей кандидатами и почему его не заметно.

Неделю назад, 8 июля, сам задался подобным вопросом, и решил поисследовать сбор подписей. Хотелось сравнить, как он проходит у разных кандидатов. Думал поездить по точкам сбора и провести сравнительный анализ.

Однако простая задуманная модель сравнения не сработала, упершись в странный или полупартизанский характер сбора подписей у части интересных для анализа кандидатов. Так что остановился на поиске информации о точках сбора и мониторинге отзывов избирателей, видевших сборщиков и оставлявших подписи. 

Как избирателю узнать, где подписаться

В Москве медийно заметен сбор подписей (или его имитация) следующих шести кандидатов-самовыдвиженцев на выборах в Госдуму:

  • 198 округ: Анастасия Брюханова 
  • 198 округ: Алексей Мельников 
  • 200 округ: Дмитрий Певцов 
  • 205 округ: Анатолий Вассерман 
  • 208 округ: Олег Леонов 
  • 210 округ: Роман Юнеман 

На сайте кандидата точки сбора с адресами подписей можно было легко найти только у Юнемана — шесть стационарных точек у станций метро, и Брюхановой — 28 точек (на вечер 9 июля). 

Эти две кампании сбора подписей выглядят наиболее естественно: в фейсбуке без труда можно найти информацию от избирателей, оставлявших подписи. В аккаунтах сторонников кандидата, в районных группах немало фотографий сбора подписей. 

Диспропорция в количестве стационарных точек объяснима тем, что Юнеман раньше начал кампанию по сбору подписей, заранее мобилизовав большое количество сборщиков, и к тому моменту преодолел экватор минимального сбора. Брюханова первую неделю вела сбор на низких оборотах, и за неделю до исследования вынуждена была масштабировать кампанию сбора подписей. Также, судя по публичной информации, Юнеман задействует в среднем до сотни сборщиков, не привязанных к стационарным точкам сбора.

У Вассермана на сайте обозначены только две стационарные точки сбора в торговых центрах. Информацию о других точках мне обещали сообщить только после заполнения анкеты на сайте кандидата. 

У Леонова адреса точек сбора на сайте оказались запрятаны в одной из старых новостей (и в фб-посте от 25 июня). Поиском эта информация не нашлась, о списке точек сообщили после прямого запроса под постом в фейсбуке. Кстати, через четыре дня после переписки список точек сбора снова был опубликовали в одном из фб-постов Леонова от 14 июля.

У Певцова нет предвыборной странички или аккаунта в фейсбуке. Для агитации используется страница «Поклонники творчества Дмитрия Певцова» (подписаны 283 человека). 30 июня там был закреплен пост с адресом штаба (2 этаж ТЦ «Улей»), где можно поставить подписи. Примерно раз в два дня в аккаунте публикуется призыв оставлять подписи по адресу штаба. Списка адресов других точек сбора узнать не удалось. 

У Мельникова списка точек сбора подписей на предвыборном сайте не обнаружилось. Получить адреса через вопросы в фейсбук также не удалось. 

Как это говорит о кандидатах

Характер сбора подписей шести упомянутых выше кандидатов более-менее укладывается в классификацию кандидатов, сделанную на основе технических параметров кампании на предварительном этапе и после выдвижения кандидатов. Брюханова и Юнеман относятся независимым кандидатам. Мельников может быть техническим кандидатом. Кампании кандидатов Вассермана, Леонова и Певцова имеют характер кампаний административных кандидатов.

По сравнению со сбором подписей в Москве в 2019 году на выборах в Мосгордуму, нынешний сбор проходит намного менее заметно. Выделю две основные причины.

  • Во-первых, это связано с на порядок меньшим количеством реально собирающих подписи кандидатов. 
  • Во-вторых, с недопуском в 2019 году наиболее медийных оппозиционных кандидатов, таких как Дмитрий Гудков, Любовь Соболь, Юлия Галямина, Иван Жданов, Константин Янкаускас, Илья Яшин, Олег Степанов и других, которые до самого сбора подписей были допущены, но затем с большим скандалом снятые на стадии «проверки» подписей.
Мнение выражает личную позицию автора и может не совпадать с позицией движения «Голос».
Другие записи по теме «Допуск кандидатов»
РазборДопуск кандидатов4 месяца назад
Выборы губернаторов — 2024: Санкт-Петербург
В такой кампании Александру Беглову опасаться нечего
РазборДопуск кандидатов4 месяца назад
Выборы губернаторов — 2024: Челябинская область
Область раньше была относительно конкурентной, но нынешнему губернатору удалось ее умиротворить
РазборДопуск кандидатов4 месяца назад
Выборы губернаторов — 2024: Тульская область
Не доработав срок до конца срока губернатор Алексей Дюмин в мае 2024 года подал в отставку и перешел на должность помощника президента России, врио губернатора был назначен построивший свою карьеру в Туле Дмитрий Миляев
РазборДопуск кандидатов4 месяца назад
Выборы губернаторов — 2024: Сахалинская область
Сахалинская область — непростой для властей регион
Дмитрий Нестеров: другие материалы автора
МнениеНаблюдателигод назад
В столице уже более миллиона подконтрольных избирателей, на которых власть оттачивает технологии административного принуждения
МнениеИнновациигод назад
В 2023 году у москвичей есть две основные опции, которые в максимально возможной мере позволят сохранить голос и тайну голосования
МнениеИнновации2 года назад
Уже само наличие двустороннего обмена информацией важно и познавательно
МнениеИзбиркомы2 года назад
22 февраля Мосгоризбирком официально начал процедуру уменьшения количества офлайновых избирательных участков в Москве