Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
Алексей Кузнецов
Наблюдатель. Тульская область
Коллаж: Ксения Тельманова

13 сентября я был наблюдателем в городе Алексин Тульской области, избирательный округ №13, где проводились довыборы в областную Думу седьмого созыва. Мне удалось поработать на УИК № 137 в качестве члена комиссии с правом совещательного голоса по направлению от кандидата партии КПРФ.

В выборах принимали участие только представители парламентских партий. Наибольшими шансами против «Единой России», имеющей 70% в областной думе, обладала, на мой взгляд, только КПРФ.

За два дня до

В чем смысл трехдневного голосования, если не вывести весь процесс из под контроля наблюдателей? Пандемия — это только предлог. Эти два дня голосования – главный источник фальсификаций. 

Меня все время мучил вопрос — как провести раздельный учет голосов предварительного голосования, чтобы наглядно продемонстрировать подозрительную диспропорцию явки. Существующий закон № 67−ФЗ позволяет произвести отдельный подсчет бюллетеней только для классического 10-дневного досрочного голосования. Для этого достаточно письменного заявления. Но закон этот не включает предварительное двухдневное голосование. Единственный вариант, который я видел — попытаться уговорить  председателя пойти навстречу и посчитать досрочку отдельно. Но что-то непрофессиональное слышалось мне в этом «пойти навстречу». Ты мне — я тебе. Если председатель пошел мне навстречу, значит и я обязан пойти ему навстречу в случае каких-либо нарушений?

День голосования

Это мои третьи выборы, не очень большой опыт, но каждый раз я ставлю себе новые задачи, чтобы повысить уровень и квалификацию. На этот раз моей главной задачей было видеонаблюдение. 

Дважды я снимал на свой мобильник, но это было фрагментарно и часто важные моменты выпадали из наблюдения. Теперь, по совету более опытного наблюдателя, тульского активиста Алексея Власова, я подошел более основательно. В моей экипировке был штатив, дополнительный внешний аккумулятор и смартфон, обладающий приличной камерой и дополнительной картой памяти на 32 Гб. Мне удалось снять весь день голосования, при этом я не отвлекался, мог свободно удалиться с участка в случае необходимости. Моя камера на штативе стала моим вторым помощником в наблюдении.

Нет, справедливости ради скажу что, пожалуй, третьим. Вторым была Екатерина — также наблюдатель от КПРФ. Это большое счастье иметь рядом единомышленника, на которого можно положиться. До этого мне приходилось работать в одиночку в окружении «наблюдателей» от «Единой России», которые в лучшем случае исполняли роль статистов, а иногда и принимали сторону комиссии в конфликтных ситуациях, считая почему-то, что их главная задача наблюдать за мной, а не за голосованием. С Екатериной нам удалось проследить и за голосованием на дому.

Собственно, что удалось добиться. С самого утра я проверил книги избирателей. Первое, что я обнаружил — книги оказались не прошиты.

— А книгу мы прошьем потом, когда объединим ее в одну, — был мне ответ.

Нет, книги списка избирателей должны быть уже прошиты перед открытием участка в последний день голосования, это необходимо для предотвращения подмены листов книги. Я написал жалобу на это нарушение. Дальнейшие свои шаги председатель комиссии нашего избирательного участка Виталий Егоров предпочитал согласовывал со мной, что было вполне приемлемо, поскольку задача у меня все таки не составление жалоб, а предотвращение нарушений.

Проверка книг избирателей и подсчет всех выданных бюллетеней за каждый день голосования, сколько избирателей проголосовало в помещении голосования, а сколько на дому — задача непростая. Для этого я предварительно расчертил у себя на листе таблицу и заполнял ее, проверяя данные по всем книгам. Такую цель — подсчет выданных бюллетеней по спискам избирателей, я поставил себе на этом голосовании. Вообще, новичку сразу все этапы охватить сложно, но если проводить «домашнюю работу» по результатам предыдущих голосований с анализом всех своих промахов и искать подходы для решения той или иной задачи, можно постепенно, шаг за шагом, подняться на хороший уровень. Я сверил полученные результаты с актами предыдущих дней голосования и с удовлетворением отметил практически одинаковый результат. 

Председатель объявил о подготовке группы для голосования на дому, я пошел к секретарю, чтобы посмотреть реестр надомников и получить из него выписку. Екатерине, которая вызвалась ехать наблюдать с группой, я сказал адреса и количество избирателей, которых должна обойти комиссия, объяснил, что важно проконтролировать, чтобы никто из посторонних — родственников или соседей — не проголосовал вместе или вместо тех избирателей, которые есть в выписке.

Подсчет и тайна председателя

День шел к завершению, участок пустовал, явка была катастрофически низкой. Из 1264 избирателей в день голосования не набиралось и 40 человек. Между тем, 11 сентября явка была 86 человек, а 12 — 30 человек. То есть предварительное голосование, которое составляло две трети всех голосов, определило результат этих выборов. 

Старенький смартфон ответственно записывал всё происходящее на участке, поэтому я вышел на улицу немного проветриться. Недалеко от входа на УИК стоял его председатель Виталий Вячеславович. Разговор начал он.

— Алексей, а вы не из «Голоса»?

— Вообще-то я от кандидата КПРФ, — ответил я, но потом решил перейти на более доверительный тон. — Да, мы приехали из Тулы, и мы волонтеры из «Голоса».

— И сколько вас приехало?

— Небольшая группа, приехали по приглашению. В Туле выборов нет, а квалификацию надо поддерживать.

— Встречался я с вашими из «Голоса», — на лице председателя отразилась выражение досады и неудовольствия. — Наглые ребята, так и норовят оскорбить.

— Ну, молодежь, наверное. Они по природе своей экспрессивные, но это не со зла, справедливости хотят, — попытался я оправдать своих коллег. —  Я считаю всегда лучше предотвратить возможное нарушение, чем специально ловить и строчить жалобы. Сегодня с утра нарушение уже произошло, и поэтому я не мог это не зафиксировать. Вообще, я думаю, мы делаем общее дело, и в наших интересах помогать друг другу.

— Это правильно, — согласился председатель.

Тут я понял, что наступил тот самый благоприятный для меня момент, и решил задать вопрос, который меня волновал.

— Виталий Вячеславович, а мы можем провести отдельный подсчет голосов досрочного голосования? Мне важно посмотреть разницу распределения голосов сегодня и в предварительные дни. Это никак не изменит процедуру подсчета.

Всю свою силу политического дара убеждений я вложил в этот вопрос. Виталий Вячеславович, видимо, не мог сразу ответить отказом, но выразился очень уклончиво.

— Хорошо, — и немного подумав, добавил, — посмотрим.

Это было все, на что я был способен. Осталось только ждать процедуры подсчета.

В 20:00 председатель вышел в центр зала и объявил об окончании голосования.

— Алексей Федорович, давайте, согласуем, как мы будем вести подсчет голосов!

Я вышел в центр зала и перечислил основные этапы: погашение бюллетеней, подсчет по книгам избирателей, подсчет количества бюллетеней в сейф-пакетах и урнах для голосования, а затем и сам подсчет голосов. Честно признаться, я никогда не присутствовал при ручном подсчете голосов. До этого я был только на участках с КОИБами. Почему-то Виталий Вячеславович, стоял и смотрел на меня, ожидая дальнейшей команды, и тогда я предложил:

 — Давайте сдвинем сюда в центр столы, на них мы будем производить все действия с бюллетенями.

Работа сразу закипела. Я предложил другим наблюдателям подойти к столам, чтобы всем отчетливо было видно каждое действие. Виталий Вячеславович оживился и стал руководить процессом. Я пододвинул свой штатив ближе к столу, проверил телефон, ведь предстоял самый ответственный этап. Процесс гашения бюллетеней прошел гладко. По окончании, я напомнил о необходимости занесения в увеличенную форму протокола на стенде цифру погашенных бюллетеней.

Перешли к подсчету итоговых цифр  по книгам избирателей. Я подождал, когда члены комиссий за столиками закончат и попросил их показать суммарные цифры, выписал их на бумагу. Я попросил Екатерину подсчитать все цифры по каждой книге, чтобы получить итоговые значения. Эти цифры должны были совпасть с актами. Копии актов с подписями и печатями у меня уже были на руках. 

Приступили к подсчету бюллетеней. Выложили первый сейф-пакет от 11 сентября с 86 бюллетенями. Я сфотографировал сохранность печатей, подсчитали, убедились в соответствии с цифрами акта, сложили в отдельную пачку на столе. Второй пакет от 12 сентября с 30 бюллетенями, подсчитали, положили сверху на предыдущую пачку. Приступили к 13 сентября, голосование вне помещения. В двух урнах надомного голосования всего лишь три бюллетеня. И тут я остановил председателя, который уже поднял сложенные бюллетени, чтобы положить в пачку. Я напомнил ему  о своем обещании провести раздельный подсчет голосов и не смешивать эти бюллетени с досрочкой. На секунду рука председателя с тремя бюллетенями задержалась в воздухе, потом он произнес короткое: «Нет!», и прихлопнул пачку досрочки тремя бюллетенями из надомного голосования.

Досадно! Надул, значит! А я уже подумал приличный человек. Чего же сетовать, что молодые ребята из «Голоса» не очень жалуют. Молодежь хочет жить в другой стране, где граждане будут доверять власти.

Виталий Вячеславович продолжал процесс, на стол высыпали бюллетени из стационарной урны. Виталий Вячеславович стал собирать их в пачку. Я попросил перевернуть бюллетени лицевой стороной вниз.

— Почему? — спросил председатель.

— На данном этапе производится только подсчет количества бюллетеней и должна соблюдаться тайна голосования, — ответил я.

— А, понятно, — бюллетени перевернули, а затем подсчитали, члены комиссии расписались в бумагах, актах и председатель положил пачку поверх досрочки, объединив их в одну.

После этого приступили к подсчету голосов. На стол в два ряда с разных сторон положили листы с фамилиями кандидатов. 

— Ну что, начинаем? — спросил Виталий Вячеславович, обращаясь ко мне.

— Да, только здесь не хватает листка для недействительных бюллетеней.

— Надежда, Алексеевна, а где у нас «недействительные»? — секретарь принесла забытый листок. — Так! Все слушают меня, сейчас раскладываем бюллетени по кандидатам, никто не считает, это сортировка, считать будем потом.

Председатель перевернул пачку с бюллетенями лицевой стороной вверх и стал громко зачитывать голоса.

— Чудакова, Анисимов, Мишунин, Крамской, испорченный, Мишунин, Мишунин, испорченный, испорченный…

Через какое-то время разнообразие фамилий закончилось и остался лишь Мишунин.

— А вот, полюбуйтесь, — Виталий Вячеславович продемонстрировал бюллетень с жирной надписью «ВОРЫ!»

И снова Мишунин, Мишунин… Сомнений не оставалось в очередной победе кандидата от «Единой России». 

  • Олег Анисимов, КПРФ — 31 голос;
  • Алексей Крамской, ЛДПР — 8 голосов;
  • Павел Мишунин, «Единая Россия» — 97 голосов;
  • Жан Орлов «Справедливая Россия» — 4 голоса;
  • Ирина Чудакова, «Коммунисты России» — 4 голоса. 

Еще девять бюллетеней признали недействительными. 

Осталось получить копию протокола и дождаться формального итогового заседания. Я стал упаковывать штатив, аккумулятор и камеру в сумку, и тут ко мне подошла Екатерина.

— Алексей, а вы не обратили внимания, что пачки с бюллетенями не смешивались?

— То есть?

— Положили сначала на стол досрочку, потом на нее надомное, а потом из стационарного ящика сегодняшние бюллетени. Вы же все это можете посмотреть на видео!

Ну, Екатерина, ну фея спасительница, а ведь действительно! Мне осталось надеяться, что запись  не обрывалась, и в процессе съемки не было помех.

Домой я возвращался с надеждой, которая себя полностью оправдала! В течение всего процесса подсчета бюллетеней пачки отчетливо видны. На экране видно, как одна стопка кладется поверх другой, после вся пачка переворачивается. В процессе распределения голосов по кандидатам, зная число бюллетеней досрочки, я достаточно легко разделил голоса в каждый из дней голосования. Бинго!

11 и 12 сентября 13 сентября Итого
Олег Анисимов, КПРФ 9 (7,8%) 22 (51,2%) 31 (19,5%)
Алексей Крамской, ЛДПР 6 (5,2%) 2 (4,7%) 8 (5,0%)
Павел Мишунин, «Единая Россия» 84 (72,4%) 13 (30,2%) 97 (61,0%)
Жан Орлов, «Справедливая Россия» 4 (3,4%) 3 (7,0%) 7 (4,4%)
Ирина Чудакова, «Коммунисты России» 4 (3,4%) 3 (7,0%) 7 (4,4%)
Недействительные 9 (7,8%) 0 9 (5,7%)
Итого 116 43 159
Явка 9,2%
3,2% 12,4%

Из таблицы видно, как первое место кандидата от КПРФ 51,2%, в последний день голосования, превращается во второе место 19,5% за счет результатов предварительного голосования, и, соответственно, кандидат от «Единой России» со скромными  30,2% перемещается на первое место с рейтингом 61%. При этом, явка в пятницу и в субботу втрое превышает явку в воскресенье. 

Результаты предварительных дней голосования хранятся в сейф-пакетах в сейфах на избирательных участках, и что может происходить с ними ночью никому неизвестно. То, как легко вскрываются сейф-пакеты, используемые для почтовых пересылок и не предназначенные для хранения бумажных бюллетеней, можно посмотреть на видео.


Город Алексин небольшой, тихий, наверное поэтому такая низкая явка 12,4% на выборах. Если бы граждане проявили большую активность и вышли в последний день голосования, то смогли бы изменить монополию «Единой России» во власти, несмотря на все манипуляции с выборами.

Видео с  подсчета голосов можно посмотреть по ссылке.

Мнение выражает личную позицию автора и может не совпадать с позицией движения «Голос».
Другие записи по теме «Наблюдатели»
РазборНаблюдатели2 месяца назад
Дело против «Голоса»: в чем суть
Мы считаем, что действия правоохранительных органов — это давление на все сообщество людей, которые стремятся сделать выборы в России честными и свободными
ХроникаНаблюдатели3 месяца назад
Суд над Григорием Мельконьянцем. Онлайн
Нашего коллегу обвиняют в организации деятельности нежелательной организации. Мы будем вести текстовую трансляцию со всех заседаний суда
МнениеНаблюдатели3 месяца назад
Каким должен быть выход из режима гибернации
Людмила Кузьмина
МнениеНаблюдатели3 месяца назад
В Казани с участка выставили независимого контролера
Идель Исхаков