Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
Денис Дорогой
Эксперт по выборам. Алтайском край, Барнаул
Фото: Денис Дорогой

Утро 25 июня выдалось тревожным. Прямо с утра появилась срочная новость — нужно оперативно перекроить график дежурств на участке. Если еще вчера, 24 июня, просматривая весьма странный парад, я думал, что потрачу еще 8-10 часов за 2-3 дня своей жизни на досрочное голосование по обнулению великого вождя, и просижу целый день в срединедельный первоиюльский выходной (с сохранением заработной платы), участвуя в действе под чудным названием «Общероссийское голосование по поправкам к Конституции Российской Федерации». Утро 25 июня поставило всё на место. «Сидеть» на поправках придется сильно дольше.... ТИК внезапно решил, что избиратели должны голосовать неделю досрочно с 08:00 до 20:00 (Ранее было по 4 часа в день, чередуя утро, вечер). Понимать бы за что...

Всё это лирика. Приехал на участок, как и было оговорено с председателем УИК, к 10:30. На участке грустили три члена комиссии и пара наблюдателей. Большая стационарная урна опечатана, в ней визуально 7-10 бюллетеней. Комиссия работает с 08:00 утра.

Приехал, зная, что поедем принимать волеизъявление сознательных тружеников завода «Алмаз», что находится в городе Барнауле по адресу: ул. Северо-Западная, 2а. Кто организовал это выездное голосование на тот момент мне было не известно. Прибыв на участок, сразу обнаружил очередное инородное псевдоголосование. Сегодня оно называется «Барнаул город трудовой доблести». Всем желающим, прибывшим на УИК для голосования по поправкам, в довесок предлагается продвинуть наш любимый Барнаул, обозвав его «городом трудовой доблести», причем за это нужно обязательно проголосовать в непонятную «счетную комиссию».

В «счетной комиссии» много красивых рекламных материалов, объясняющих избирателям, почему именно Барнаул должен непременно стать «городом трудовой доблести». Конечно, исходных данных кем, когда и за чей счет все это напечатано, не приводится. И, кстати, об измененном ТИКом режиме работы участковых избирательных комиссий «счетная комиссия» тоже не в курсе.

Вообще, люблю такие «голосования». Воспользовавшись отвлечением ответственного за «трудовую доблесть Барнаула» удалось сфотографировать их инструкцию по общению с избирателями:

Почитав на ночь перед днем первого дня досрочного голосования расследование «Медузы» про QR-коды, сразу насторожился: да неужели и в наш тихий Алтайский край заползло это иноземное чипизированное QR-кодирование? Сильно напрягся...

Тем временем, в комиссии началось движение. Опечатали пару урн для выездного голосования, взяли с собой 400 бюллетеней (369 избирателей, прикрепленных к нашему УИК в дополнительном списке). Всё красиво оформили (акты опломбировки с участием наблюдателя, акты выдачи бюллетеней). Взяли с собой и дополнительный список (в оригинале) с тружениками «Алмаза» и прочими прикрепившимися (включая собственно меня — я прикрепился на сайте госуслуг). Оставшимся в УИК членам комиссии председателем было дано указание — если прибудут прикрепившиеся избиратели, просить их прийти еще раз: или сегодня после 16-00, или потом... 

О наблюдателях... Один из двоих присутствующих сегодня — постоянный, он всегда на нашем участке наблюдает. Никогда не интересовался от какой партии он наблюдает, но лицо его точно мне знакомо. Он был на всех выборах на нашем участке. Второй — новенький, удалось с ним поговорить — спросил у него: «А Вы от общественной палаты?», — он ответил: «Нет, я местный». Кто-то из комиссии фыркнул: «Сережа, не пались» (имя Сережа условное, не запомнил, как зовут наблюдателя).

Но это все опять проза... Садимся в машину председателя УИК (три члена комиссии и полицейский). Параллельно загружается вторая машина (водитель, представитель «счетной комиссии» доблестного Барнаула, наш постоянный наблюдатель). Выезжаем. На фото член «счетной комиссии» и авто «доблестного Барнаула».

Едем на завод. Тут, кстати, хочу вспомнить о датах этого голосования. 25 июня 2020. Жара +30, маски, силиконовые перчатки, стойкий запах санитайзера. В машине, стоявшей на солнце, просто ад. Благо ехать не так далеко, минут за 15 доехали. Можно было быстрее, но дорогу по Северо-Западной делали (не уверен, что связано с поправками в Конституцию, но даже если в честь нее решили сделать эту 35-летнюю дорогу, это здорово). Прибыли (на фото «доблестный Барнаул», наш вечный наблюдатель и водитель):

Сам завод оставил приятное впечатление. На входе измерение температуры, всюду висят антисептики. Короче, показательно заботятся о здоровье (тут поставлю точку).

Нас встретил человек из администрации завода (простите, не знаю ни имени, ни должности). Нас (УИК и «счетную комиссию») провели через проходную, проводили в большой и красивый актовый зал. Оставаясь всегда честным, не могу не подчеркнуть, что организовано все было очень прилично: удобные столы и кресла для выдачи бюллетеней, отдельно стоящие урны, сотрудник с антисептиком на входе, кулер с водой для избирателей и членов УИК. Придраться не к чему, ну разве только что жарковато и к сильно близко к сидящей «счетной комиссии».

Само голосование особо ничем не запомнилось: шли люди, голосовали. Стоит отметить голосование депутата Государственной думы РФ Виктора Зобнева. Он является собственником этого предприятия и решил проголосовать на своем заводе. Фото и видосики для вражеских инстаграмов, снятые заботливыми сотрудниками администрации завода со всех возможных ракурсов, можно найти в не менее враждебных интернетах.

Стоит также отметить, что в дополнительном списке УИК было достаточно много ошибок (старый паспорт избирателя, неверная прописка, ошибки в фамилиях). Вообще, глядя на список, пришел к выводу, что он напечатан в два подхода: сначала печаталась шапка и подвал списка (шрифты размытые, блеклые), а потом сам список (табличка с персональными данными избирателей — четкие, новым картриджем). Об этом свидетельствуют разные цвет, четкость печати. В фото приведу только подвал, персональные данные публиковать нельзя:

Список избирателей, желающих проголосовать на заводе, скорее всего подавали из администрации завода. Приходили люди, желавшие проголосовать, которых не было в списках. Не получив возможность проголосовать, сетовали, что не досмотрела администрация, не включив их в список. Самостоятельно не «откреплялся», видимо, практически никто.

Стоит отметить, враждебные QR-коды не использовались, ни у кого из голосующих их не было (я не видел). За «правильностью» голосования никто не следил.

Тем временем, наш чудесный выезд подошел к логическому завершению. Собрав «пожитки», наша весьма дружная команда двинулась к выходу. Тепло попрощавшись, мы уехали на участок (раскаленная машина, грустный полицейский, ремонт дороги, минут 15 ада, ничего нового...).

По приезду нас ждало новое диковинное испытание — упаковка бюллетеней в сейф-пакеты. Процедура — заполнили акт возврата неиспользованных бюллетеней (тут мой затуманенный глупыми законами о всяких-там выборах мозг, вспомнил о пяти процентах, но менее двух, но разум сразу отмёл все эти дурацкие вопросы — это ж не выборы...), вскрытие урны с бюллетенями. На этом месте я словно вышел из тумана. Чувствуя, что в урне 168 заполненных бюллетеней (математика — царица наук, получили 400, сдали 232), очень хотелось и себя проверить, да и подсмотреть, как там люди голосовали. Предложил идею пересчитать, перечитали, сложили все аккуратно в сейф-пакет, прибрали до лучших времен в сейф УИК. Складывая и считая, возгордился за свой народ. Счастье, оно такое...

Отдышавшись (маску снимал для «дышания» с соблюдением социальной дистанции), выяснил, что поездка УИК на завод «Алмаз» была неким выездным голосованием (в решении ТИК Октябрьского района г. Барнаула есть 2 голосования на придомовых территориях, заводов нет). Ну, заместитель директора (должность условна) передал в УИК информацию, что хочет проголосовать по месту своего нахождения на заводе. Мы приехали, а там, внезапно, 168 прикрепившихся к нашему участку избирателя.

На этом моя работа в участковой избирательной комиссии в этот день была завершена. С чувством выполненного долга собрался идти домой, предварительно записавшись на работу УИК на придомовой территории в субботу 27 июня. Чувствую, что впереди еще много интересного.

Продолжение следует...

Мнение выражает личную позицию автора и может не совпадать с позицией движения «Голос».
Другие записи по теме «Наблюдатели»
РазборНаблюдатели2 месяца назад
Дело против «Голоса»: в чем суть
Мы считаем, что действия правоохранительных органов — это давление на все сообщество людей, которые стремятся сделать выборы в России честными и свободными
ХроникаНаблюдатели3 месяца назад
Суд над Григорием Мельконьянцем. Онлайн
Нашего коллегу обвиняют в организации деятельности нежелательной организации. Мы будем вести текстовую трансляцию со всех заседаний суда
МнениеНаблюдатели3 месяца назад
Каким должен быть выход из режима гибернации
Людмила Кузьмина
МнениеНаблюдатели3 месяца назад
В Казани с участка выставили независимого контролера
Идель Исхаков