Несколько месяцев избранные депутаты в муниципальном округе Остров декабристов не могут приступить к работе — территориальная комиссия № 2, несмотря на решение суда, не пересматривала итоги выборов и не выдавала им мандаты. После скандала, дошедшего до Центризбиркома, ТИК № 2 это сделала — однако подписала протокол по видеосвязи, что ставить под сомнение законность такого решения.
Мы уже рассказывали, что на выборах в муниципальные образования Санкт-Петербурга в сентябре 2019 года на ряде участков избирательного округа № 22 Остров декабристов был ручной пересчет голосов после КОИБов.
После пересчета расклад сил изменился. Проигравшие кандидаты обратились в суд и выиграли дело, решение вступило в силу 11 февраля 2020 года.
В Петербурге продолжается реформа системы избирательных комиссий. 24 декабря полномочия избиркома муниципального образования Остров декабристов передали городской ТИК № 2.
«Это решение вызвало неопределенность в отношении того, какая избирательная комиссия теперь обязана составить повторный протокол по многомандатному избирательному округу № 22», — поясняют в общественной организации «Наблюдатели Петербурга».
Проблему 19 мая решил избирком Санкт-Петербурга — согласно его решению, повторный протокол обязана составить ТИК № 2, ей дали на это 10 дней.
На заседании ЦИК 20 мая глава комиссии Элла Памфилова возмутилась, что горизбирком Санкт-Петербурга присылает формальные отписки, при этом судебные решения не исполняются муниципальными комиссиями. Она пригрозила питерскому избиркому и сообщила, что в ЦИКе все помнят и ничего не забыли.
Памфилова: Формально ГИК СПб присылает все ответы вовремя, но вопрос по качеству. Прошу внести в повестку дня вопрос о ситуации, связанной с неисполнениями судебных решений избиркомами СПб
— ИА Закон (@zakon_agency) May 20, 2020
В случае неисполнения судебных решений ТИК № 2 мог быть расформирован, считают «Наблюдатели Петербурга»:
«Неисполнение повлечет за собой трагичные для комиссии последствия — расформирование и 5-летний „бан“ для членов. Вопрос о расформировании избиркома муниципального образования Новоизмайловское, где похожая ситуация, уже внесен в повестку дня заседания избиркома Петербурга, которое должно состояться 25 мая».
ТИК № 2 провела заседание 23 мая в режиме «ошпаренной кошки», говорят в общественном объединении. В дистанционном заседании приняли участие 6 из 10 членов комиссии.
«"Партийное большинство" поддержало предложение председателя, которым в порядок проведения заседаний с использованием видеоконференцсвязи внесено изменение: члены комиссии посчитали, что оговорка про невозможность проведения заседания, на котором подписывается протокол о результатах выборов в режиме видеоконференции, — досадное и мешающее ограничение, и решили, что вполне могут подписать протокол поодиночке, после чего в дистанционном режиме принять решение о результатах выборов, — сообщают «Наблюдатели Петербурга».
Затем председатель объехала членов комиссии, чтобы они поставили свои подписи под протоколом.
Из-за пандемии коронавируса Центризбирком ввел режим проведения дистанционных заседаний в режиме видеоконференцсвязи. Аналогичные решения приняли в избиркоме Петербурга и в некоторых территориальных комиссиях города, в частности ТИК №2.
При этом важно, что каждое из решений комиссий — и ЦИК РФ, и СПбИК, и ТИК — содержит оговорку:
«Заседание Комиссии не может быть проведено с использованием систем видеоконференцсвязи в случае, если в повестку соответствующего заседания Комиссии включен... вопрос, связанный с подписанием протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, голосования и сводных таблиц».
Новый протокол о результатах голосования в Острове декабристов может быть признан недействительным, подчеркивают в общественном объединении «Наблюдатели Петербурга»:
«Исключение связано с процедурой, установленной Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав: протокол должен быть подписан именно на заседании комиссии. Важно и другое: закон явно устанавливает, что подписание протокола с нарушением установленного порядка является основанием для признания протокола недействительным».