Деятельность Общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей «Голос» прекращена. В связи с этим, с 8 июля 2025 года сайт больше не администрируется и не обновляется. Если вы находитесь в России или планируете её посещение, то мы рекомендуем вам не делать перепостов с этого сайта.
Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемEn

Перед объединениями наблюдателей на выборах как части гражданского общества России сегодня стоят новые вызовы, которые требуют осмысления и быстрой реакции. От ответов на них во многом зависит ближайшее будущее страны.

Новые вызовы

  1. Политизация общества растет. Яркие массовые гражданские акции, которые происходят в разных частях страны, свидетельствуют об усиливающейся политизации общества. Это затрагивает многие группы граждан, которые ранее мало проявляли себя в этой сфере. Увеличивается число гражданских групп в самых разных местах и отраслях: растут экологические движения, объединения урбанистов, профессиональные группы и другие инициативы, политики научились привлекать массы волонтеров и частных спонсоров. Казалось бы, в этой среде уже сложившееся наблюдательское движение должно чувствовать себя крепнущим день ото дня. В действительности же укрепления сообщества не происходит — число наблюдателей не растет, а часть старых объединений фактически перестали проявлять активность. Многие из опытных наблюдателей и организаторов наблюдения сами уходят в политику, не оставляя после себя смены.
  2. Репрессивное давление на активных граждан усиливается. Общественная политизация вызывает ответную реакцию власти. С лета-осени 2019 года началась новая волна политических репрессий в отношении гражданских активистов и их объединений. Это происходит не только в Москве, но и в Ингушетии, Татарстане, Мордовии, Саратове, в других частях страны. Одновременно стало очевидно, что многолетние попытки диалога с организаторами выборов и властью в целом не привели к сколь-либо заметным результатам. Пространство этого диалога сжимается, словно шагреневая кожа. Власть пытается подменить реальное гражданское общество псевдонаблюдателями и вести диалог сама с собой. Потому и не возвращено в законы реальное общественное наблюдение: мы не можем направлять наблюдателей на участки от имени своих объединений и вынуждены и дальше договариваться об этом с политическими игроками.
  3. Недостаток ресурсов растет. Гражданское общество, пытаясь контролировать и сдерживать от злоупотреблений власть, практически неограниченную в своих ресурсах, само испытывает постоянный дефицит средств. Готовность людей поддерживать общественные инициативы на регулярной основе растет, однако все еще остается недостаточной. Не хватает денег, людей, времени, технологий. К тому же за все это мы вынуждены конкурировать не с нашими оппонентами, а между собой и со своими потенциальными союзниками — другими общественными группами и СМИ.
  4. Сложность увеличивается. Процесс наблюдения становится все более и более сложным  с каждым годом. Введение технологических новшеств в проведение выборов (онлайн-голосование, распространение КОИБов и КЭГов, видеонаблюдения) требует наличия специальных знаний и технических решений. Появление в 2021 году пяти тысяч «цифровых участков», на которых граждане смогут голосовать за кандидатов, находящихся за тысячи километров от избирателя, ставит задачу — создать инфраструктуру для координации наблюдателей по всей стране. Для того, чтобы эффективно бороться с фальсификациями, нам нужно все больше программистов и других IT-специалистов.
  5. Медиапространство усложняется. Работа с общественным мнением, способы донесения своей информации, распространения своих ценностей и взглядов за последние годы существенно изменились. С одной стороны, продолжается наступление на свободу слова, попытки еще более зарегулировать и осложнить работу СМИ и высказывания граждан в соцсетях. С другой — количество доступных гражданам способов рассказать миру о своей точке зрения продолжает увеличиваться. Сложность информационной картины растет. Но наблюдателям еще только предстоит научиться работать в этой новой среде эффективно.
  6. Стратегия развития всего сообщества наблюдателей отсутствует. Все эти вызовы ставят перед наблюдательским сообществом массу вопросов и проблем, без ответа на которые граждане рискуют сокрушительно проиграть важную битву за будущее страны. Необходимо общее видение того, куда должны развиваться объединения наблюдателей: как координироваться, как общаться с людьми и вовлекать их в активную общественную работу, как развивать свои собственные навыки и повышать компетентность по самому широкому кругу вопросов. Мы должны четко определиться с задачами на будущее — ближайшее (до 2021 года) и среднесрочное (до 2024 года).

Наши ближайшие дела

  1. Общая стратегия — как можно быстрее! В ближайшие месяцы должна быть сформирована стратегия для всего сообщества наблюдателей. Эта стратегия в числе прочего, должна ответить и на главный вопрос: как привлечь людей на свою сторону? А это значит, что она не должна быть зациклена исключительно на наблюдателях. Нам нужно понять, что мы можем предложить другим объединениям граждан и что они могут сделать для нас. В 2020 году нам предстоят сотни встреч, переговоров и жарких дискуссии с лидерами других общественных групп. Мы обязаны найти точки общего приложения усилий с преподавателями вузов, адвокатами, экологами, защитниками прав заключенных, пациентов и военнослужащих, обществами инвалидов, студентами, программистами, журналистами, урбанистами, политиками, артистами, честными полицейскими и чиновниками, реальными профсоюзами и предпринимателями.
  2. Говорить с разными по-разному. У нас есть около 100 миллионов сограждан, располагающих правом голоса. Однако это не единая группа. Мы должны научиться разговаривать с разными людьми по-разному и находить нужные аргументы. Мы должны сделать акцент на работу с теми, кто политизируется — убедить их заняться наблюдением проще, чем тех, кому выборы неинтересны, или тех, кого все устраивает. Мы должны работать с бюджетниками и чиновниками — они самая многочисленная группа как среди избирателей, так и среди тех, кто участвует в организации процесса голосования. Делать это спокойно и терпеливо — много раз, если это требуется. Нужно помнить, что переубедить можно каждого: в конце концов, почти у всех есть дети, для которых мы хотим лучшего будущего. Мы обязаны работать с теми, кто разуверился в выборах — они тоже недовольны существующим в избирательной системе положением дел, и нам нужно показать им реальный инструмент, чтобы изменить ситуацию. 
  3. Вернуть институт репутации. В ситуации, когда избиркомы, правоохранительные органы и суды не предпринимают достаточно мер для борьбы с преступниками в избирательной сфере, эту функцию должно взять на себя само общество. Главный наш инструмент — институт репутации. Мы не собираемся устраивать самосуд, но мы обязаны проводить объективные общественные расследования фальсификаций и злоупотреблений «административным ресурсом» и создать открытое для общества хранилище информации о всех наших находках. Мы не можем бросить и юридическую работу. Наоборот, ее нужно наращивать, вытаскивая нарушителей в суд, где им придется отвечать за свои слова. Даже если это не приведет к формальному наказанию, это позволит получить их показания,  свидетельства очевидцев и необходимые документы.   
  4. Наблюдать за судами. В интересах всех избирателей страны мы вынуждены включиться в работу по созданию реального правосудия в нашей стране, иначе нарушители и дальше будут уходить от ответственности перед законом и людьми. Наш многолетний опыт работы на избирательных участках говорит, что часто для изменения ситуации к лучшему достаточно наличия наблюдателя в день голосования. Мы должны транслировать эту практику и на судебные заседания. Фальсификаторы боятся гласности и открытости. Наша задача — делать достоянием общества те уловки, с помощью которых преступники уходят от ответственности. Нам нужно посещать все суды над фальсификаторами, в какой бы части страны они ни происходили. Их не так много. По крайней мере, пока.
  5. Творить правовое государство. Правовое государство не рождается из вакуума. Оно — результат ежедневных и многолетних усилий людей. Поэтому мы должны быть готовы защищать права избирателей и юридическими методами, даже если пока это редко приводит к ощутимым системным изменениям. Наблюдательское сообщество должно быть вооружено юридически грамотными шаблонами жалоб и заявлений, памятками и методическими материалами, чтобы быть готовым к борьбе по всем фронтам. Эти документы должны быть доступны и просты в использовании. Нужно сконцентрироваться на юридической проработке контроля за новыми технологиями голосования: КОИБами, КЭГами, интернет-голосованием.
  6. Поставить видеотрансляции на защиту прав избирателей. Несмотря на то, что возможности доступа граждан к видеозаписям с избирательных участков постоянно сужаются, а в последнее время предприняты попытки сделать запись онлайн-видеотрансляции невозможной, анализ видеозаписей все же позволяет получить большой объем информации о соблюдении законодательно установленных процедур. При этом такое наблюдение доступно российским гражданам, которые не могут в день голосования находиться на участках — например, тем, кто находится в этот момент за пределами своей страны, или гражданам с ограниченными возможностями. Необходимо разработать единые стандарты анализа видеозаписей и видеонаблюдения непосредственно в день голосования, эффективные инструменты массовой записи официальных видеотрансляций. Но самое главное - привлечь как можно большее число людей как к непосредственному видеонаблюдению, так и к анализу записей после дня голосования.
  7. Создать современную инфраструктуру для координации наблюдателей. Новые вызовы требуют от наблюдательского сообщества лучшей координации. С одной стороны, усложняющаяся технология наблюдения вызывает необходимость координировать действия наблюдателей на пяти тысячах цифровых участков в разных регионах с волонтерами на остальных участках, объединить усилия видеонаблюдателей и обычных наблюдателей в день голосования. С другой, к большей сплоченности наблюдательского сообщества толкает репрессивное давление на активистов со стороны государства, усиление которого можно прогнозировать с приближением выборов 2021 года. Мы должны очень быстро разработать новые инструменты коммуникации (как между наблюдательскими объединениями, так и непосредственно с отдельными наблюдателями), создать удобные инструменты для активистов — Телеграм-боты, базы данных, приложения, — которые помогут снять часть нагрузки с организаторов наблюдения и будут способствовать горизонтальной самоорганизации и инициативе. 

Времени на раскачку не осталось.

Присылайте свои предложения.


Другие записи по теме «Наблюдатели»
НовостьНаблюдатели5 дней назад
Григория Мельконьянца этапировали из Москвы
Где он сейчас находится, неизвестно
ХроникаНаблюдатели2 месяца назад
Суд над Григорием Мельконьянцем. Онлайн
ОБНОВЛЕНО 08.07.25. Нашего коллегу обвиняют в организации деятельности нежелательной организации. Мы ведем текстовую трансляцию со всех заседаний суда
НовостьНаблюдатели2 месяца назад
«В деле отсутствует событие преступления»: последнее слово Григория Мельконьянца
Басманный районный суд Москвы, 12 мая 2025 года
НовостьНаблюдатели3 месяца назад
Члена УИК, которого «вагнеровцы» выгнали с участка, исключили из комиссии
КПРФ отозвала и других своих членов участковых избирательных комиссий в Татарстане