В этом году власти Татарстана решили изменить концепцию проведения референдумов по самообложению граждан, которая действовала последние годы. В предыдущие три года в третье воскресенье ноября проходил так называемый «единый день референдумов».
В этот году референдумы уже назначены на пять дат: 17 и 24 ноября, а также 1, 8 и 22 декабря.
Сократилось и число назначенных референдумов. Если раньше их назначалось более 800, то в этот раз на 5 дат суммарно назначено всего 54 референдума.
Это объясняется тем, что в большинстве случаев вместо референдумов по самообложению будут проводиться сходы граждан.
Мы давно заметили, что явка и итоги голосования на референдумах в Татарстане зачастую зависят от самого факта наличия независимого наблюдения. По официальным результатам, большинство жителей голосуют за самообложение при высокой явке. Но если организовать наблюдение в одном или нескольких сельских поселениях на референдуме, который в предыдущие годы признавался состоявшимся, то можно получить неожиданные результаты.
«Голос» уже многократно подтверждал эту гипотезу. В прошлом году, 18 ноября 2018 года в Татарстане проходило сразу 845 местных референдумов по самообложению. Тогда независимые наблюдатели работали на всех шести несостоявшихся референдумах в Татарстане, а остальные референдумы, попавшие под независимое наблюдение, хоть и состоялись, но явка на них оказалась существенно ниже прошлогодних показателей.
Два года назад, 19 ноября 2017 года, в Татарстане проходило сразу 872 местных референдума по самообложению. Тогда на территории четырнадцати сельских поселений референдумы не состоялись по причине явки, она не дотянула до 50%. При этом на десяти из них наблюдали представители движения «Голос».
Три года назад, 20 ноября 2016 года, в республике проходил 851 местный референдум по самообложению. Тогда явка менее 50% была на территории десяти сельских поселений, там референдумы не состоялись. При этом на трех из них наблюдали представители движения «Голос».
Референдум признается состоявшимся, если в нем приняли участие более 50% избирателей (участников референдума), внесенных в списки. Само решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовало более 50% участников референдума, принявших участие в голосовании.
У наблюдательского сообщества все еще остаются сомнения в честности результатов данных референдумов. Движение «Голос» объявляет очередную миссию по наблюдению и призывает всех неравнодушных граждан принять в ней активное участие.
Мы организуем две межрегиональные наблюдательские миссии: 24 ноября и 8 декабря. Для участия заполните анкету. Мы обязательно свяжемся с вами.
Часто сборы вводят и для малоимущих
Практика проведения местных референдумов по самообложению существует в Татарстане с 2014 года. За счет сборов с населения в размере от 100 до 1 тыс. руб местные власти решают вопросы строительства дорог, водоснабжения, освещения улиц, строительство детских площадок, благоустройство кладбищ и прочих. На каждый собранный с жителей рубль республиканский бюджет выделяет 4 рубля. Данный сбор по сути превратился в еще один вид налога.
Обычно, льготные категории граждан (например, инвалиды I и II группы) освобождаются от уплаты сборов (или платят меньшие суммы), по закону ее можно распространить на 30% населения (ч.1 ст. 35 закона РТ N 45-ЗРТ от 28.07.2004 «О местном самоуправлении в Республике Татарстан»). Однако, бывает так, что власти не применяют эту норму и сборы приходится платить всем гражданам, а ведь для социально незащищенных категорий граждан даже такая, казалось бы, незначительная сумма сбора становится существенной.
Сборы с граждан пытались взыскивать с помощью прокуратуры
В 2016 году недовольные неплатежами по сборам власти республики даже хотели установить штрафы за неисполнение решений, принятых на местных референдумах, то есть за неуплату сборов. Но после широкого общественного резонанса в прессе и социальных сетях, а также организованных миссиях по наблюдению за местными референдумами власти от этой затеи отказались.
Однако некоторые жители республики жаловались на то, что с них пытались взыскать данные сборы в принудительном порядке.
Например, в этом году подобный случай произошел в Куркачинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Татарстана.
Исполнительный комитет этого поселения намеревался оштрафовать семью из трех человек за неуплату. Однако после того, как этой историей заинтересовались СМИ, ситуацию в Высокогорском районе взяли на контроль в аппарате президента Татарстана. Это — пример очередной самодеятельности районных властей на местах. В итоге чиновники исполкома протоколы об административном правонарушении на местных жителей не составляли.
Нашли новый способ взыскания средств с граждан
Власти Татарстана нашли иной способ взыскания неуплаченных сборов с граждан — в судебном порядке. Подобный пример произошел в селе Муслюмово одноименного района Татарстана. В этом году в штаб Алексея Навального* в Казани обратилась жительница села Муслюмово и рассказала о том, как у ее семьи власти фактически отобрали последние деньги.
В 2016 году жительница села Муслюмово Аниса Садыкова отправилась на референдум по самообложению граждан и проголосовала против. Результаты референдума Анису не обрадовали: жители Муслюмово должны были заплатить местным властям, чтобы те занялись благоустройством села.
Сумма женщину не устраивала: тяжелое материальное положение, пожилая мать и супруг-инвалид на иждивении просто не позволяли ей отдать чиновникам тысячу рублей. В обращении местному исполкому Аниса сообщила, что после оплаты коммунальных услуг у семьи остаются деньги только на выживание. «Исходя из этого, мы не в силах оплачивать сумму самообложения», — написала Садыкова в апреле этого года.
Но властей это не убедило. В марте этого года мировой судья Муслюмовского района вынес приказ о взыскании задолженности с местной жительница села Муслюмово в пользу Исполкома. В итоге, у женщины списали 1 200 рублей с карты. 1 000 за самообложение и еще 200 рублей госпошлины.
По словам местной жительницы, в селе многие жители против самообложения: мало у кого найдется лишняя тысяча рублей, тем более с каждого члена семьи.
* Признан российскими властями экстремистской организацией и его деятельность запрещена на территории Российской Федерации