Изобретательность тех, кто придумывает основания для отказа в регистрации нежелательного (для власти) кандидата, не знает границ. Разумеется, им в этом очень помогает расплывчатость многих норм нашего законодательства. Плюс четкая установка избирательных комиссий и судов на презумпцию вины кандидата.
Но данный случай – особенный (хотя и не единичный). Поскольку ситуация выглядит так: что бы ни написал кандидат в своем заявлении, запись можно забраковать и на этом основании отказать ему в регистрации.
Итак, меня ознакомили с апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 28 августа 2015 года по делу № 33-10358. Этим определением оставляется без изменения решение Краснокамского городского суда от 19 августа, которое, в свою очередь, оставило без изменения решение Краснокамского избиркома об отказе в регистрации Игоря Юрьевича Малых. Иными словами, три инстанции (избирком, городской суд и краевой суд) пришли к единому мнению относительно оснований для отказа в регистрации.
Оснований было два. Первое довольно любопытно. Кандидат при указании судимости написал «УК РСФСР». По мнению всех трех инстанций, такое сокращение не является официальным и «препятствует однозначному восприятию этих сведений избирателями». Где они нашли таких глупых избирателей, в решениях не уточняется. Теперь интересно было бы подсчитать, у скольких (сотен, тысяч) кандидатов в заявлениях также указано сокращение «УК», в скольких судебных решениях, решениях других официальных органов оно также использовалось. Надеюсь, энтузиасты такую работу проделают. Но хорошо было бы, чтобы кто-нибудь дал нам полный перечень сокращений, которые кандидаты не имеют право использовать в своих документах. Вот, скажем, в упомянутом определении краевого суда многократно используется аббревиатура ТИК, а ведь она тоже официальным сокращением не является.
Ну да ладно. В конце концов можно рекомендовать кандидатам (разумеется, тем, кто неугоден власти) вообще ничего не сокращать. Однако со вторым основанием все гораздо хуже.
Кандидат написал в заявлении, что «не принадлежит к политической партии». Однако выяснилось, что он с 2009 года является сторонником «Единой России». А закон требует указывать не членство, а именно принадлежность к партии, и три инстанции решили, что статус сторонника партии означает принадлежность к ней. И далее пришли к выводу, что кандидат указал недостоверные сведения. Впрочем, такого основания давно уже нет в избирательном законодательстве, но три инстанции нашли другое: заявление оформлено с нарушением требований закона.
Но тут вот какая закавыка. Оказывается, еще в 2010 году ЦИК России дала разъяснения по этому поводу. В нем сказано: «Статусом принадлежности к партии обладает только лицо, являющееся членом соответствующей политической партии… Говорить о партийной принадлежности беспартийного, по сути, лица оснований не имеется».
Что же получается? Если сторонник партии «Единая Россия» напишет, что не принадлежит к партии, его снимут по основанию, законность которого подтвердил Пермский краевой суд. А если напишет, что является сторонником «Единой России», его снимут на основании разъяснения ЦИК.
Бедные сторонники «Единой России», которую с чьей-то легкой руки прозвали «партией власти»! Они думали, что становясь сторонниками, приобретают какую-то частичку власти. А на самом деле увеличивают свое бесправие перед лицом этой самой власти.
Как поется в известной песне, «думайте сами, решайте сами…».
Источник: блог Аркадия Любарева на «Эхо Москвы»