Сразу признаюсь, что название этого поста не отличается оригинальностью. Оно взято как антитеза названию поста, опубликованного почти два года назад, 24 октября 2013 года, Алексеем Шапошниковым, который тогда был «просто» главой муниципального района Ростокино и председателем ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы».
Тот пост Алексея Шапошникова назывался «Кандидат «против всех» скорее жив, чем мертв». Вот что он писал тогда: «Данную законодательную инициативу членов Совета Федерации я полностью поддерживаю. На мой взгляд, появление графы «против всех» в бюллетенях даст возможность волеизъявления тем людям, которые до сих пор просто игнорировали выборы, так как их не устраивали кандидаты или партии, участвующие в выборах. Хотя сегодня мы слышим немало упреков в адрес членов верхней палаты российского парламента, инициатива правильная».
Да, шуму тогда по этому поводу было много. Законопроект был внесен сначала пятью сенаторами во главе с Валентиной Матвиенко, затем к ним присоединились еще 33 члена Совета Федерации; вместе 38 сенаторов представляли 31 регион (у 7 регионов под законопроектом подписались оба сенатора).
Создавалось впечатление, что российские регионы просто жаждут вернуть избирателям право голосовать «против всех».
Однако при прохождении законопроекта он был по сути выхолощен. Графа «против всех» возвращалась только с 2015 года, только на муниципальные выборы и только в тех регионах, где этого пожелают региональные законодатели.
Одиннадцать месяцев спустя после написания цитированного поста Алексей Шапошников стал председателем Московской городской Думы. И вскоре Мосгордума стала первой (если верить статье в «Ъ»), кто отказался возвращать в бюллетени строку «против всех».
Не так давно я проанализировал законы всех субъектов РФ о муниципальных выборах и выяснил интересную картину. Увы, моя публикация на эту тему прошла незамеченной. Журналисты, с которыми я разговаривал о строке «против всех», также моими находками не заинтересовались, и в их публикациях много неточностей. Сегодня опубликован наш большой доклад с анализом региональных законов о выборах, в нем есть и фрагмент о ситуации со строкой «против всех», но его тоже, скорее всего, мало кто заметит.
Как мне удалось выяснить, строку «против всех» вернули всего шесть регионов – Республика Карелия (последней, в конце мая), Республика Саха (Якутия), Белгородская, Вологодская, Калужская и Тверская области. Из них значимые муниципальные выборы пройдут в сентябре этого года только в Калужской и Тверской областях (в Калужской области – в Калуге, Обнинске и многих районах, в Тверской – в Торжке и ряде районов).
Но самое интересное: представителей этих шести регионов среди инициаторов законопроекта не было. И ни один регион, представители которых в Совете Федерации инициировали возвращение строки «против всех», эту строку не вернул.
Вот такой парадокс. Хотя он весьма красноречив. Насколько мне известно, эти шесть регионов обычно отличаются большей самостоятельностью, чем другие, в вопросах избирательного законодательства. А остальные больше действуют по команде. Велели подписать законопроект – пожалуйста. Велели дать обратный ход – с удовольствием. «Ъ» в уже цитированной статье приводит мнение главы управления президента по внутренней политике Олега Морозова: эта «графа сегодня не нужна».
А теперь – небольшое лирическое отступление. Наши недобросовестные оппоненты пытаются упрекать нас: мол, мы всегда против. Даже неоригинально используют против нас мультяшный образ Бабы-Яги. На самом деле мы обычно последовательны. И если в 2006-м возражали против отмены строки «против всех», то в 2013-м приветствовали ее возврат. А вот Алексей Шапошников так и не ответил по существу в блоге на мое замечание: «Что-то я не помню Ваших публикаций в защиту графы «против всех», когда ее отменяли».
Не знаю, есть ли мультяшный персонаж, который «всегда за». Но таких людей обычно именуют «флюгерами». Отменяется строка «против всех» – «Одобрям-с!». Возвращается строка «против всех» – «Одобрям-с!». Решили, что лучше ее не возвращать, – опять «Одобрям-с!».
Впрочем, мне так и осталось непонятно, почему власть так боится голосования «против всех». В некоторых случаях оно власти даже выгодно, а в большинстве случаев скорее нейтрально. Голосование «против всех» – это волеизъявление тех избирателей, которые хотят избрать своего депутата или мэра, но не видят достойных кандидатов. Понятно, что некоторым оппозиционерам (далеко не всем, насколько я знаю), эта строка не нравится: они надеются, что в ее отсутствие эти голоса достанутся им. Думаю, что это тщетная надежда: люди просто не придут голосовать.
А власть, я подозреваю, боится этой строки просто иррационально – как любого самостоятельного действия граждан.
Источник: блог А.Люборева на радио «Эхо Москвы»