Итак, прошло более трех месяцев с начала т. н. «специальной военной операции». Вполне достаточный срок, чтобы вкратце оценить, как повлияли эти события на предвыборный ландшафт в Москве.
Начнём с тенденций.
1. Деморализация. Это, пожалуй, самая заметная тенденция — как среди потенциальных кандидатов, так и среди политически активных избирателей. Причём среди части действующих депутатов она приняла какие-то панические формы, отчасти диссонирующие с гордым званием народного избранника. Часть депутатов-кандидатов накрутили себя и окружающих до форменной истерики.
Москвичи в целом отнеслись к происходящему более спокойно, традиционно ограничившись закупкой гречи, сахара, и недорогой бытовой техники. (Что лишний раз подтверждает моё предположение, что столичный избиратель в массе своей — спокоен, взвешен, и склонен к осмысленному выбору).
А вот кандидаты заныли — «выборов не будет», «мир никогда не будет прежним» (старая, кoвиднaя ещё пластинка), «всех снимут/посадят» и т. д.
Однако, сегодня «спецоперация» стала уже «новой нормальностью» и часть кандидатов/активистов готовы принять её и работать в ней. Ну а кто не готов и ждёт (чего? Краха Путина?) тот явно «пропускает ход» в этой игре.
2. Выжидание. Стратегия, которую заняли очень многие кандидаты, причём и те, кто мог бы быть потенциальным лидером команд. Причины:
Что касается настроений избирателей, то социология в этом деле не помощник, причины тому:
Поэтому стратегия выжидания — объяснима.
3. Отказ. Часть игроков — «Справедливая Россия», ЛДПР, «Родина» — решили судя по всему «пропустить ход», приняв в выборах чисто «формальное участие». «Новые люди» резко, в разы, снизили финансирование. Значительная часть «ресурсных» кандидатов из числа малого и среднего бизнеса решила не участвовать, потому как:
Теперь немножко о фактах (часть информации носит инсайдерский характер)
1. Общие. Повестка «спецоперации» будет давлеть над кампанией, это очевидно. Но, во-первых: она стала «новой нормальностью», к происходящему привыкли. Во-вторых, часть избирателей дезориентирована и устала от происходящего. Поэтому муниципальная и городская (вариант: федеральная) повестки могут и должна быть возвращены в смысловое поле.
2. Для оппозиции. Надо бы очнуться от морока и срочно идти к избирателю. Текущая ситуация, при которой часть потенциальных оппо-кандидатов отказалась от участия — повышает шансы на победу для остальных.
Есть и ещё важный момент, назову его «Парадокс тихого пацифизма». Парадокс заключается в том, что:
Вот и получается, что запрос на «мир» (или, точнее — отсутствие милитаризма) есть, а релевантного массовому избирателю его выразителя практически нет. «Практически». Потому что быть выразителем тихого пацифизма московского обывателя претендует (не поверите!) — «Единая Россия». Тут придётся кое-что пояснить, дабы не быть обвинённым в корыстном лоялизме.
Можно утверждать, что Сергей Семенович Собянин как хедлайнер кампании «Единой России» грамотно отполз от милитаризма федеральных властей;
Достаточно посмотреть соцсети будущих победителей праймериз «Единой России», чтобы убедиться в том, что Z-тематика занимает там не более 10-15% инфоповестки, и почти исключительно про гумпопощь. Для сравнения можно посмотреть аналогичные паблики/аккаунты по Московской области. Там Z-тематика куда как ярче и агрессивнее.
А это значит, что идеологами ЕР в Москве сделана ставка на «тихий пацифизм» и увод тематики в местную проблематику. Поэтому, я б на месте оппозиционеров НЕ недооценивал бы «Единую Россию» в этом сезоне и не готовился бы, как генералы из поговорки, к прошедшим войнам («Юбер-2017 vs админресурс», «УГ-2019» и т. д). В силу паникёрства и деморализации ряда оппозиционеров ЕдРо получает шансы выиграть относительно честно — мобилизовав сторонников и притянув часть «колеблющихся».