Жительница Геленджика направила в Конституционный суд жалобу на местный суд, который отказался аннулировать результаты на участке, где комиссия не учла вынесенные бюллетени.
Речь идёт о Светлане Тережоль. Во время голосования по поправкам в Конституцию РФ она не смогла определиться, как именно ей ставить галочку: части из поправок женщина симпатизировала, но другую она не могла одобрить ни в каком виде. В итоге Светлана приняла решение: она пришла на свой избирательный участок № 0908 в Геленджике, показала паспорт, расписалась в книге избирателей, получила бюллетень — и унесла его домой. Каково же было ее удивление, когда она обнаружила на сайте ГАС «Выборы» следующие цифры:
Если бы комиссия учла все бюллетени, которые избиратели вынесли с участка, то в графе «Число бюллетеней, содержащихся в урне для голосования» было бы на два пункта меньше. С аналогичной проблемой на УИКе № 0908 столкнулся и другой избиратель, Иван Шукшин, который тоже вынес свой бюллетень. Иван в дни голосования был наблюдателем на участке 0908 и написал об этом отдельную статью.
В 2020 года Иван Шукшин и Светлана Тережоль подали заявления о преступлении в Следственный комитет. СК перенаправил документы в избирком, чего делать был не должен, согласно пункту 6 статьи 8 закона об обращении граждан. То есть надзорный орган буквально сделал следующее:
Заявитель:
— Комиссия нарушила наши права на честный подсчет. Организуйте проверку!
Следком *передает обращение в УИК*:
— На вас тут пожаловались, разберитесь сами...
Тогда гражданские активисты решили пожаловаться в суд на бездействие СК. Заявление от Ивана приняли с первого раза, от Светланы — только с третьего. И то первое заседание состоялось лишь 28 июня 2021 года, то есть спустя год после подачи жалобы. На суд сотрудники СК принесли документ, гласивший, что они усмотрели в произошедшем на участке признаки фальсификации итогов выборов, составленный за 2 часа до заседания. Вот только доказательства теперь им брать негде: ЦИК постановил уничтожить года все бюллетени и книги со списками избирателей до 5 июля 2021.
Тогда же, в июле 2020 года, Светлана и Иван подали заявления в суд о признании результатов голосования на участке недействительными. Оба дела рассматривал один и тот же судья — Петр Александрович Попов. В ответ на обращения Светлана и Иван получили идентичные отписки:
«Из административного искового заявления следует, что права истца со стороны ответчика на участие в голосовании по одобрению изменений в Конституцию Российской Федерации нарушены не были, ему не было отказано в праве голосовать, ему был выдан бюллетень для голосования. Тот факт, что истец отказался от голосования и не опустил бюллетень в ящик для голосования, не свидетельствует о нарушении его избирательных прав со стороны ответчика», — гласит решение городского суда.
То есть, буквально, суд счел, что если ты не бросил в урну бюллетень, то ты — не избиратель. А если не избиратель, то и прав у тебя нет и нарушать, соответственно, нечего.
Тогда Светлана Тережоль пошла в следующие инстанции, но обращения в краевой, Кассационный и Верховный суды ничего не дали — они сочли аргумент городского вполне обоснованным и логичным.
Что интересно, исходя из такой трактовки закона, если избиратель придет на участок и обнаружит, что за него уже проголосовали, обратиться в суд он не в праве, ведь (ВНИМАНИЕ) бюллетень в урну гражданин не опустил, а значит, он не избиратель и его права не нарушены.
29 марта Светлана подала жалобу в Конституционный суд. Она считает, что реализация права на судебную защиту не может быть поставлена под условие того, опустил ли участник голосования бюллетень в ящик или нет. В своем заявлении она потребовала признать пункт 3 части 1 статьи 128, а также части 1 и 16 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства (на основании которых ей отказали в рассмотрении жалобы) не соответствующими Конституции.
В целом настрой у женщины боевой — походы по судам ее утомили, но не настолько, чтобы потерять веру в справедливость, пусть и найти ее удастся только в высшей инстанции.
«Меня возмущает позиция судов. Они считают, что если ты не опустил бюллетень в урну, то считай, у тебя нет прав. На мой взгляд, вся система в целом — от чиновников на местах до Верховного суда — настроена на фальсификацию. Все друг друга покрывают, Следственный комитет не инициирует проверку, суды не желают видеть прямых нарушений. Надежды на Конституционный суд у меня тоже большой нет, но отыграем театр абсурда до конца», — поделилась эмоциями Светлана.
Пока жалоба находится на предварительном рассмотрении. Будет ли разбор дела по существу, станет ясно в течение трех месяцев.