Сомнения в достоверности: как ответила прокуратура на нарушения, зафиксированные на видео
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Общероссийским общественным движением в защиту прав избирателей «Голос», либо касается деятельности иностранного агента Общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей «Голос».
Волонтеры просмотрели и проанализировали записи с камер видеонаблюдения на УИК № 240 г. Барнаула на выборах губернатора Алтайского края 9 сентября 2018 года — и выявили серьезные нарушения при подсчете голосов. Как отреагировала прокуратура?
Нарушения
Действующее федеральное и региональное избирательное законодательство закрепляет алгоритм последовательных действий, завершающих работу УИК в день голосования: сначала производится подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней, затем — подсчет по списку избирателей. Оказалось, что для членов УИК № 240 «закон не писан».
Видеонаблюдатели обнаружили следующие нарушения в работе УИК.
В 20:02, уже через две минуты после закрытия участка члены комиссии переводят КОИБ в режим голосования «ПЕРЕНОСНОЙ», несмотря на то, что это возможно только после погашения неиспользованных бюллетеней и окончания работы со списками избирателей.
В 20:07 члены УИК вскрывают переносные ящики и без пересчета количества бюллетеней в каждом из ящиков опускают бюллетени в КОИБ. Количество заявлений избирателей и количество бюллетеней в переносных ящиках не сравнивалось.
В 20:12 члены УИК переводят КОИБ в режим «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ» и осуществляют распечатку сведений о результатах голосования. Полученная распечатка передается председателю до начала погашения неиспользованных бюллетеней и подсчета по спискам избирателей. Из-за этого комиссия получила возможность далее не проводить фактический подсчет, а подгонять числа под уже известный им результат. Использование данных из распечатки в дальнейшем подтверждается видеозаписью разговоров между членами комиссии. Это ставит под сомнение выполнение комиссией реального подсчета как неиспользованных бюллетеней, так и количества проголосовавших избирателей по списку избирателей.
В 20:13:30 члены УИК, так и не погасив неиспользованные бюллетени, начинают работу со списками избирателей. Затем проводят какие-то расчеты и обсуждают цифры. После этого секретарь объявляет: «Мы должны погасить с вами 1086 бюллетеней».
В 20:20:30 члены УИК наконец-то приносят неиспользованные бюллетени и начинают их считать пачками. За три минуты секретарь УИК в одиночку производит пересчет более тысячи бюллетеней и объявляет, что «сошлось», после этого члены УИК идут гасить неиспользованные бюллетени. Во время гашения неиспользованных бюллетеней одними членами УИК, другие продолжают работу со списками избирателей.
В 20:35:48 председатель УИК объявляет «число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования». Далее озвучивают «514 минус 26, 488». Значение 488 заносится в строку 4 увеличенной копии протокола. При этом списки избирателей находятся на столах членов УИК. Суммарные данные по каждой странице списка, а также итоговые данные по спискам не оглашаются. В соответствии с законом, данные для строки 4 должны быть получены в результате подсчета по спискам избирателей, а не с помощью арифметических действий, исходя из данных, полученных от КОИБа.
Закон регламентирует, что после подсчета, произведенного по спискам, работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Список избирателей на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей обеспечивают председатель или секретарь участковой комиссии. Списки избирателей находились на столах членов УИК до 20:38, затем они были переданы секретарю для брошюровки в один том, а после сшиты в общий список избирателей, который продолжал находиться на столе секретаря. К списку избирателей постоянно имели доступ все лица, находящиеся в помещении для голосования.
В 20:39:35 председатель УИК объявляет, что число бюллетеней в переносных ящиках «КОИБ за нас посчитал», что еще раз подтверждает тот факт, что подсчет бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков, комиссией не производился.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке должна провести итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол комиссии об итогах голосования. В 20:55 комиссия получает распечатку протокола об итогах голосования. В 21:04 члены УИК подписывают протокол. В указанный промежуток времени члены УИК перемещаются по помещению, разбирают оборудование, говорят по телефону, но все вместе не собираются, итоговое заседание и голосование не проводятся.
Реакция
Команда движения «Голос» в Алтайском крае подготовила и направила в прокуратуру заявление о том, что описанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.24 КоАП РФ «Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов...».
Прокуратура, проведя проверку, в возбуждении дела об административном правонарушении отказала.
Прокуратура опросила председателя, членов УИК и наблюдателя и «факта нарушения порядка подсчета голосов» не установила. Вместе с тем, посмотрев видеозаписи, заместитель прокурора Ю. А. Муратова делает абсолютно верный вывод о наличии нарушений при подсчете голосов, поскольку последовательность действий была нарушена.
Однако затем она ссылается на то, что сравнить предоставленные видеозаписи с официальными видеозаписями невозможно, поскольку срок их хранения составляет всего три месяца, он уже истёк. А что касается предоставленной видеозаписи, то в заявлении отсутствуют сведения о том, откуда она получена (хотя это не так), а следовательно имеются сомнения в ее достоверности.
В итоге, на одной чаше весов имеются несколько часов видеозаписей с двух официальных камер видеонаблюдения, сохраненных с официального портала, а на другой чаше — объяснения лиц, заинтересованных в уходе от ответственности за допущенные нарушения. Что же должно было вызвать у стражей закона обоснованные сомнения в достоверности? Как говорил Козьма Прутков: «Если на клетке слона прочтешь надпись „буйвол“, не верь глазам своим».
Записаться смотреть видео с избирательных участков можно здесь
Читайте, что еще удалось выяснить видеонаблюдателям: