Выборы в Тверской области в этом году, как и во все предыдущие, прошли достаточно спокойно — особенно на общем фоне творящегося в России безумия. Однако по меркам нашего достаточно спокойного региона выборы оказалась весьма и весьма громкими. Несмотря на отсутствие дистанционного электронного голосования (ДЭГа) и всего лишь однодневного голосования.
До дня голосования стало понятно, что эти выборы не будут честными. В первые же дни компании на «Карте нарушений» появился десяток довольно стандартных сообщений про нарушения агитации в средствах массовой информации. Разумеется, не обошлось без нарушений при закупке рекламы на уличных баннерах, на которой кроме партии власти, по негласному правилу, больше никто не имел право выставляться. Так же буднично агитация была размещена в школах и детских садах. Казалось бы, ничего удивительного, если бы не сразу два случая агитации от несовершеннолетних от той же партии «Единая Россия».
Можно было бы сказать, что выборы у партии с медведем на логотипе уже в кармане. Многие соперники вообще отказались вести кампанию, как это было в 19 округе, где шёл Евгений Пичуев, бывший и нынешний председатель тверской городской думы.
Однако во многих округах КПРФ и партия «Новые люди» развернули довольно серьёзную агитационную работу.
«Новые люди» привлекли к агитации на центральной улице города «робота Фёдора», человека в костюме, обвешанного экранами с логотипами партии, а также одну из мощнейших команд расклейщиков. Энтузиазм их доходил до того, что в одном подъезде количество расклеенных плакатов доходило до трёх штук.
Коммунисты, точнее кандидаты от коммунистической партии, известные в городе активисты и благотворители, проводили агитационные встречи во дворах. Бывшие депутаты взялись с новым энтузиазмом решать проблемы в своих округах, будь то проблемы освещением на спортивной площадке или экологическая катастрофа со сбросом отходов в ручей.
На такое мощное сопротивление партия власти в последний месяц ответила новой порцией нарушений. На некоторых кандидатов начали массово подавать жалобы. В «политическую» борьбу включился даже бывший мэр Твери Олег Лебедев, сейчас занимающий кресло в областном парламенте. Видимо годы, проведённые в заключении, не лучшем образом повлияли на дипломатические способности экс-градоначальника, от чего он перешёл на угрозы кандидатам. Разумеется, не могло обойдись без «политической педофилии». Кандидаты от партии с синем медведем не смогли пропустить родительские собрания перед днём голосования, особенно выделились кандидаты в 11 и в 12 округах в микрорайоне Чайка, где уже много лет существует проблема с местами в школах, и где борьба за школу стала главной темой компании оппозиционных кандидатов.
Разуметься, также не обошлось без традиционного сгона бюджетников. В первый день досрочного голосования кандидат в депутаты Олег Цукано зафиксировал массовый подвоз голосующих в территориальную комиссию. Также появлялась информация о приказах начальникам бюджетных учреждений принуждать работников голосовать досрочно, однако предоставлять сам приказ собеседники побоялись.
Сам день голосования прошёл тоже достаточно неспокойно: сразу почти во всех участковых комиссиях Московского района были зафиксированы нарушения в реестрах голосующих на дому. В седьмой графе вместо имени и фамилии лица, передавшего заявление был указано просто «соц. работник». Как оказалось такую разнарядку УИКам дал ТИК московского района, к слову, на который в этом году были возложены функции окружной комиссии. После беседы с главой комиссии выяснилось, что председатель комиссии не знакома с ФЗ-67, что ещё не раз доказала за день голосования.
Второй случай произошёл на участке № 948, где нарушение удалось остановить только благодаря компетенции и настойчивости наблюдателя. Члены комиссии вместо выписка из реестра решили отправиться на надомное голосование с листком обычной бумаги, на который были переписаны имена. После спора и зачитывания закона удалось убедить комиссию составить выписку. Затем спор продолжился, но уже по поводу пометок книг в графах «особых отметок» о голосовании вне помещения. Несмотря на закон, члены комиссии упорно хотели внести данную информацию только после возвращений с надомного голосования, на этом так же настаивал глава ТИКа Московского района Оксана Бабушкина. Только благодаря угрозе написать жалобу и звонку в областную комиссию нарушение удалось предотвратить.
Закончился день ещё одним скандалом — на этот раз на участке № 942, где на протяжении всего дня были конфронтации с комиссией. В начале дня они отказались демонстрировать список надомного голосования наблюдателям, сославшись, что из него в данный момент составляется выписка. После вопроса, а где она изготавливается, выяснилось, что это происходит в отдельном помещении, доступа в которое у наблюдателей нет. В конце же дня комиссия отказывалась регистрировать доверенное лицо. Тот начал ссылаться на федеральное законодательство, но комиссия, сославшись на ТИК, решила, что раз выборы — в местное самоуправление, то руководствоваться они будут законом области, а на ФЗ-67 им всё равно. После звонка в областную комиссию конфликт удалось решить.
В целом день голосования прошёл без особых эксцессов, однако на следующий день были обнаружены расхождения в ГАС «Выборы», результаты в которых не совпадали с копиями протоколов. О данной ситуации подробно написал мой коллега Артур Баврин. На момент написания статьи были составлены жалобы в прокуратуру для каждого кандидата.
Подводя итоги, можно констатировать стандартный вывод о низкой кодификации участковой комиссий. К сожалению, такой же вывод можно сделать и о качестве работы территориальных комиссий, хотя в этом есть и свои небольшие плюсы, о чём далее.
Несмотря на общую апатию, что видно по катастрофически низкой явки в округах, на этих выборах «Голосу» совместно с кандидатами удалось закрыть 26 участковых комиссий в Твери и ещё пару по области, сформировать небольшой резерв на случай болезни, а также задействовать старых наблюдателей, которые наблюдали от других политических объединений.
К сожалению, результаты выборов далеко не радужные для несистемной и системной оппозиции. В столице региона весь городской парламент состоит из партии власти, аналогичная ситуация и в Сонковском муниципальном округе. В среднем оппозиция взяла по району и муниципалитетам 1-2 места.