Наблюдатель из Геленджика Светлана Тережоль обратилась в КС в поисках справедливости: во время голосования по поправкам в Конституцию она и еще один избиратель Иван Шукшин вынесли свои бюллетени с участка № 0908. Позже оба обнаружили в системе ГАС «Выборы», что избирательная комиссия якобы нашла в урне ровно столько бюллетеней, сколько было выдано на руки. Один этот факт должен был стать основанием для отмены результатов на участке. Но не стал. Не помогли жалобы ни в Следственный комитет, ни в суд. На заявления Светланы и Ивана городской судья Петр Попов ответил одинаково: не бросили бюллетени в урну — не избиратели, а раз вы не избиратели, значит ваши права неверным подсчетом результатов голосования не нарушены.
Это решение было принято в июле 2020-го. Разборки затянулись на два с лишним года: после такого ответа Светлана Тережоль пошла в следующие инстанции, но обращения в Краевой, Кассационный и Верховный суды ничего не дали — они сочли аргумент городского вполне обоснованным и логичным. Естественно, с тех пор избирательная комиссия уже успела уничтожить избирательные документы — прямые доказательства их преступления.
В конце марта Светлана подала жалобу в Конституционный суд. В обращении она указала, что реализация права на судебную защиту не может быть поставлена под условие того, опустил ли участник голосования бюллетень в ящик или нет. В своем заявлении она потребовала признать пункт 3 части 1 статьи 128, а также части 1 и 16 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства (на основании которых ей отказали в рассмотрении жалобы в городском суде) не соответствующими Конституции.
КС счел иначе: согласно принятому решению теперь любой гражданин, вынесший бюллетень с участка, не вправе пожаловаться на нарушения.
«Право заявительницы на участие в голосовании по одобрению изменений в Конституцию Российской Федерации нарушено не было, ей был выдан бюллетень для голосования; тот факт, что заявительница отказалась от голосования и не опустила бюллетень в ящик для голосования, не свидетельствует о нарушении ее избирательных прав... Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению. ... В связи с этим оспариваемыми частями 1 и 16 статьи 239 КАС Российской Федерации право на подачу заявления об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования предоставляется только гражданам, чье активное избирательное право непосредственно затрагивается порядком осуществления голосования избирателей и определением итогов голосования», — гласит решение Конституционного суда.
Иными словами, КС не рассматривает отказ от опускания бюллетеня (в случае несогласия избирателя с представленными вариантами для голосования) как проявление активной позиции, и лишает всех граждан права на достоверный подсчет.
Светлана Тережоль такому решению не удивилась. Она отметила, что, учитывая последние законотворческие инициативы, стоит готовиться к самым плохим сценариям.
«Я уже не ждала ничего хорошего от Конституционного суда. Кстати, я потом прочитала, что решение подписал председатель Зорькин. Он же подтвердил до этого конституционность обнуления президентского срока. Чего еще ждать от таких судей? А пару месяцев назад меня исключили из состава ТИКа, так как у меня был статус члена комиссии с правом совещательного голоса [в связи с поправками в закон о ликвидации членов комиссии с ПСГ на уровнях ниже регионального — прим. ред.]. Естественно, это значительно ограничило мои возможности как контролера. Сейчас система делает все, чтобы исключить конфронтацию и расчистить поле для фальсификаций. Но наблюдать я все равно буду. Сейчас это необходимо, как никогда раньше, чтобы эти люди — председатели и секретари — которые фальсифицируют выборы, знали, что мы за ними все равно будем следить», — поделилась Светлана.
Решение Конституционного суда вступило в силу и обжалованию не подлежит.