Рассмотрение Октябрьским районным судом Новосибирска иска независимого кандидата в депутаты горсовета Вячеслава Якименко неожиданно закончилось самоотводом судьи. Этот самоотвод ему предлагали взять на прошлом заседании, но тогда он этого делать не стал.
Как мы писали ранее, Вячеслав Якименко требует отменить результаты выборов на участке № 1833, к которому в последний момент оказался подшит список курсантов Новосибирского военного института нацгвардии — поскольку же они голосовали по военным билетам, определить их прописку и, соответственно, право голосовать на округе, было невозможно.
Между тем, если по результатам всех остальных участков выигрывал 19-летний волонтер штаба Навального* Вячеслав Якименко, после подсчета (уже под утро) голосов на 1833-м участке, преимущество в 11 голосов одержал кандидат от «Единой России» Евгений Яковенко.
Как выяснилось, список голосующих курсантов составляло руководство учреждения, и после дня голосования его не упаковали вместе с бюллетенями, как того требует закон, а вернули обратно в военный институт, акт о чем даже был предоставлен суду.
В ходе прошлых заседаний отчасти удалось ознакомиться с аргументацией, почему так произошло: численность голосовавших курсантов объявили «информацией, производной от государственной тайны» — притом, что избирательным комиссиям эта информация предоставлялась и, более того, — сведения о количестве выпускников за последние несколько лет доступны непосредственно на сайте института.
К нынешнему заседанию судья Евгений Котин просил представителей ответчика и заинтересованных лиц предоставить дополнительные пояснения, почему же все-таки данная информация является государственной тайной, а также — привлечь к процессу в качестве заинтересованного лица Евгения Яковенко — единоросса, которому избирком присудил победу (он прислал представителя).
Тем не менее, никаких пояснений на сей раз услышать не удалось. Нынешнее заседание началось практически так же, как прошлое: тогда представитель истца Кирилл Кузнецов предложил судье рассмотреть возможность самоотвода ввиду того, что представитель ответчика (УИКа) и еще одного заинтересованного лица (военного института) — Михаил Игоревич Мороз — предположительно является сыном Игоря Мороза, другого судьи этого суда, авторитет которого может повлиять на беспристрастность данного процесса. Тогда представители всех сторон кроме истца, а также прокурор не увидели в этом достаточных оснований для самоотвода судьи, и Котин не стал брать самоотвод.
На сей раз судья Евгений Котин уже сам начал с этой темы — и, ссылаясь не только на позицию истца, но и на «заявления, которые последовали в средствах массовой информации», вновь поставил на обсуждение вопрос о своем самоотводе. Представитель истца поддержал предложение, все остальные опять не увидели оснований, после чего Котин, как в прошлый раз, удалился в совещательную комнату, но теперь вернулся из нее с прямо противоположным решением: перечислив пункты закона, позволяющие судье участвовать в деле в подобной ситуации, он, тем не менее, заявил, что «с учетом общественной значимости дела, с целью обеспечения того, чтобы ни у кого из лиц, участвующих в деле не возникало сомнений в объективности и беспристрастности суда, рассматривающего дело, и в законности судебного решения, суд полагает необходимым принять самоотвод».
«Это редчайшее событие, — отметил представитель истца Кирилл Кузнецов. — Но если бы судья это сделал в прошлом заседании, вопросов к нему не возникало бы. А когда судья, подумав и вероятно посоветовавшись со старшими товарищами, все-таки решает „А зачем мне это рассматривать?“, такая ситуация меня печалит».
«Наверное, для этого у него были свои причины, — уверен другой представитель истца Андрей Гладченко. — Дальше тянуть с истребованием списков было уже невозможно. Мы сегодня готовили большое выступление по поводу „военной тайны“ — к сожалению, оно даже не пригодилось. Но я абсолютно убежден, что рассмотрение списка избирателей в судебном заседании поставит точку во всем этом фарсе. Я не исключаю, что это повод затянуть судебный процесс — об этом мы узнаем по назначению следующего заседания».
Итак, рассмотрение дела будет назначено заново, что действительно затягивает возможное получение Вячеславом Якименко депутатского мандата.
«Моей целью было — привлечь к этому внимание, — поясняет Кирилл Кузнецов. — В любом случае, ситуация ненормальная. Проблема в том, что никто из судей Октябрьского суда по тем же основаниям не может рассматривать это дело. Единственный вариант рассмотрения в этом суде, который я вижу — это чтобы дело рассматривал председатель или хотя бы заместитель».
* Признан российскими властями экстремистской организацией и его деятельность запрещена на территории Российской Федерации