Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
Кирилл Григорьев
Электоральный юрист, наблюдатель на выборах

В минувшее воскресенье снова поехал наблюдать, в этот раз на референдум в Татарстане.

Мы жили в хостеле в Казани. Голосование в Татарстане начинается в 7 утра. Я встал в 4:30 утра и был на участке в 6:30.

Сразу же смутило количество досрочно проголосовавших — аж 72 человека! На 946 избирателей это очень много.

Счетчик для подсчета проголосовавших

Ещё больше удивило количество надомников — 88 человек. В течение дня эта цифра увеличилась до 114.

Группа членов комиссии выехала на надомное голосование уже в 8 утра, сопровождать ее захотели наблюдатель от «Единой России» и КПРФ.

Не поверите, но они смогли попасть ко всем 114 надомникам. Какие молодцы, эффективные, справились за пару часов.

Комиссия с самого утра пыталась меня задобрить, в семь утра предложили позавтракать, затем звали на чай, обед, ужин, предлагали фрукты. Старались разговорить меня, расспрашивали о моей политической деятельности, хвалили. В итоге я согласился только пообедать и лишь после договоренности, что после моего возвращения посчитают явку. Спасибо, что обошлись без вбросов.

В целом, комиссия была настроена весьма дружелюбно.

Вся комиссия без исключения одобряла проведение референдума. Им нравятся изменения в городе. Но агитации среди избирателей они не вели.

Явка утром была не очень большой, после обеда вообще никого. Такая ситуация продолжилась до темноты. По моим расчетам, в 16-17 часов явка никак не могла превышать 50%. Весь мой опыт говорил о том, что люди, отправленные голосовать с помощью админресурса, приходят утром, оппозиционный контингент — в 15-17 часов, позже намного меньше. В шесть часов подтянулись люди — целая вереница по 4-5 человек. Были семьи, были бабушки, но очень много мужчин среднего возраста. Комиссия говорила, что это рыбаки, но как-то не верилось.

Странные голосующие

Мне же ситуация показалась очень странной, и я начал снимать подозрительных избирателей и скидывать в чат наблюдателей.

Оказалось, что один карусельщик смог отметиться сразу на трёх участках: на 1780, 1786 и на моем 1784. Везде карусельщики получали бюллетени и голосовали.

Наши наблюдатели пытались за ними бегать и сдавать полиции, которая осталась равнодушной к происходящему.

Я вызвал полицию, дал показания, но эффекта это произвело немного.

К сожалению, на моём участке явка превысила 50% — 51%. Администрация обеспечила явку с помощью давления на работе, запугиванием членов комиссии (мне председатель сама сказала, что ей дальше жить с семьёй в Лаишево), организовали карусели, заставили всех не выходящих из домов голосовать.

С другой стороны, наше независимое наблюдение смогло защитить выбор избирателей на шести референдумах (единственные во всем Татарстане, где явка оказалась ниже 50%).

В итоге они добились 50% в Лаишево, но какой ценой. Нам не хватило сил защитить выбор избирателя. Но мы смогли найти фальсификации и написать о них. Я уверен, их победа окажется пирровой.

Сейчас нам не хватило наблюдателей, мы бы могли бы остановить фальсификаторов, если бы нас было больше. Наблюдатель на участке, на надомном голосовании, плюс ещё один на запас — и этого бы не произошло.

Записывайтесь в наблюдатели и следите за честность выборов!

Читайте также: 

Мнение выражает личную позицию автора и может не совпадать с позицией движения «Голос».