За последние дни в России ушли в отставку пять глав регионов - Пермского края, Бурятии, Новгородской и Рязанской областей, а также Карелии. Координаторы движения «Голос» вспоминают, чем им запомнился ушедший губернатор, и рассказывают об основных проблемах региона, которые придется решать новому руководителю.
Виктор Басаргин занимал пост губернатора Пермского края с мая 2012 года. До этого он 4 года руководил Министерством регионального развития РФ в правительстве Владимира Путина. После отставки с губернаторского поста Виктор Басаргин стал главой Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Пришедший ему на смену Максим Решетников возглавлял Департамент экономической политики и развития города в Правительстве Москвы. Ему 36 лет.
Координатор движения «Голос» в Пермском крае Виталий Ковин:
Об «электоральных достижениях» Виктора Басаргина - из того, что находится в сфере моего пристального внимания:
- неисполнение обещания о возвращении прямых выборов главы Перми;
- повсеместная отмена прямых выборов глав местного самоуправления (МСУ) в Пермском крае, при том, что «центр» такого жесткого варианта не требовал;
- ГОДИЧНОЕ неисполнение решения Конституционного суда о возвращении возможности хотя бы сельским поселениям выбирать своих глав;
- ручное вмешательство, зачастую весьма грубое и топорное, в назначение глав администраций (сити-менеджеров) муниципалитетов;
- продавливание закона о выборах губернатора ПК в не самом демократичном варианте (муниципальный фильтр 6% вместо 5% и без самовыдвиженцев);
- попытка создания незаконного предвыборного губернаторского «штаба» на выборах 2016 г.;
- показательная «порка» оппозиции после «победы» на выборах, нежелание и неумение идти на политические компромиссы, делиться ответственностью и властью;
- отказ о любых попыток и предложений по реформированию системы МСУ и системы выборов в крае, которые были предложены губернатору в 2012-начале 2013 гг. различными советами и экспертами, переход к системе ручного администрирования муниципалитетов;
- грубое вмешательство в процесс разработки нового Устава Перми на его завершающей стадии, административное продавливание смешанной системы в урезанном виде (увеличение размера одномандатных округов и ничего не решающая подачка партиям в виде 14 мест);
- «странные» отставки глав администраций и лиц курирующих внутреннюю политику и выборы (сколько их там за 5 лет сменилось?), особенно последняя - Козенкова и чехарда с его входом/выходом в избирком, а теперь еще и история с Чусовитиным;
- фактическое цензурирование медийного пространства региона, особенно в политических темах, «черные списки» на комментаторов, экспертов, общественников, политиков для пермских СМИ, и развязывание «медиа-войн» в регионе;
Отдельно отмечу «блок-посты» на взаимодействие с пермскими независимыми гражданскими организациями (неГОНГО), правозащитными НКО, почти полное игнорирование пермского «гражданского сектора», «паралич» (не смог подобрать точного слова) регионального конкурса поддержки НКО.
Вспомнилось, что Максима Решетникова близко видел всего один раз, но где! Он выступал как приглашенный эксперт от власти во втором-третьем сезоне региональной школы публичной политики от «Открытой России»* (где-то 2006-07 год). Помните такой проект Ходорковского? Запомнил, что рассказывал о том с какими бюджетными проблемами столкнулся край в результате объединения с Коми-Пермяцким округом, показывал таблицы как мы постепенно год за годом из «региона-донора» превращаемся в реципиента.
Сергей Митин руководил Новгородской областью 10 лет. До этого был заместителем министра сельского хозяйства, заместителем министерства промышленности, науки и техноголий. Член партии «Единая Россия». На выборах в губернатора 14 октября 2012 года, согласно данным избиркома, Митин получил более 75 % голосов избирателей.
Андрей Никитин был генеральным директором Агенства стратегических инициатив. Состоит в общественной организации «Деловая Россия». Андрею Никитину 37 лет.
Координатор движения «Голос» в Новгородской области Анна Черепанова:
Однозначно можно сказать, что время Сергея Митина безвозвратно ушло: ни его стиль управления, ни профессиональные компетенции, ни коммуникативные способности не отвечали современным вызовам. Экономическая политика, основанная на выбивании федеральных средств и их освоение в неэффективные проекты, в условиях кризиса перестала работать. В бюджете больше нет сумасшедших нефтяных доходов, которые можно бесконтрольно тратить. Придется переходить к другой модели – привлечению частных инвестиций. А для этого нужен климат: чтобы не было коррупции, административных барьеров, давления монополий, ограничения конкуренции. В этом Сергей Герасимович Митин был не силен. Коррупция была главным движущим мотивом системы управления областью.
За коррупцию осуждены вице-губернаторы Шалмуев («дорожное дело») и Нечаев.
По всей области для переселенцев из аварийного жилья и детей-сирот строились «картонные домики» по цене кирпичных. Завышенные тарифы естественных монополий подвели к банкротству и ликвидации малый и средний бизнес в районах области. Митин запомнился отменой всенародных выборов мэров городов и глав районов. Два года продолжался прессинг последнего избранного новгородцами мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева, но попытки импичмента, инициированные Митиным, провалились.
В 2016 году не смогли провести честные выборы в Новгородскую областную Думу, на сей раз административный ресурс работал против партии «Яблоко». Областной избирком отказал партии в регистрации, только после указаний ЦИК РФ список «Яблока» все-таки был зарегистрирован. Однако на этом давление не прекратилось. Областные СМИ отказались публиковать агитацию партии на бесплатной основе в газетах и выпускать в эфир предвыборные ролики, ФГУП «Почта России» расторгла договор на распространение предвыборной газеты. Сейчас партия «Яблоко» пытается через суд отменить выборы в Новгородскую областную Думу.
В Новгородской области большое поле для политических, экономических и социальных реформ. Понятно, что невозможно сделать все и сразу. Перед новым руководителем области стоит сложная задача перезагрузки власти, при том, что этот процесс накладывается на избирательные кампании губернатора и Президента. Как мне представляется, начинать нужно с размораживания общественно-политической ситуации в регионе. Сейчас все ожидают первых решений, из которых можно будет делать выводы об отличиях политики нового губернатора от предшественника. Кто будет в команде? Как будут строиться отношения с муниципалитетами, бизнесом, общественными организациями, СМИ? Вернет или нет прямые выборы мэра Великого Новгорода и глав муниципальных районов? Будет ли смягчен муниципальный фильтр на губернаторских выборах? Вот своего рода маркеры, позволяющие определить, who is Mr.Nikitin.
Александр Худилайнен возглавлял Карелию с мая 2012 года. Ранее он был председателем Заксобрания Ленинградской области и работал на промышленых предприятиях. Член партии «Единая Россия».
Артур Парфенчиков с декабря 2008 года руководил Федеральной службой судебных приставов. 19 лет проработал в органах прокуратуры. Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса.
Координатор движения «Голос» в Карелии Глеб Яровой:
Худилайнена так и не приняло население Карелии. У него был огромный антирейтинг, поэтому его нельзя было пускать на выборы. Почему не приняло? Я думаю, что основная проблема Худилайнена в том, что он не понял, что такое Карелия. Он ведь приехал с Гатчины, где крестьяне да военные. А тут, понимаешь ли, гражданское общество, Яблоко и прочая оппозиция, академическое сообщество, опять же. С нами нельзя по-военному разговаривать, надо слушать и прислушиваться. Вот этого Худилайнен сделать не смог. Я не говорю, что не хотел, но не смог. Возможно, виноват общероссийский тренд, следуя которому Худилайнен начал говорить про иностранных агентов, шпионов, ядерные ракетоносцы и прочий бред. И не понимал, что над это нормально заходит в других регионах, но не в Карелии. Я уверен, что ему простили бы все экономические неудачи (которых, кстати, было не так много), если бы он научился общаться с людьми, не монологом, а диалогом. Поэтому о конкретных просчетах говорить бессмысленно.
Про врио, Артура Парфенчикова, мне известно немного. Ну, подумаешь, дослужился до прокурора города, а потом пошел на повышение в Москву благодаря знакомству с нынешним премьер-министром. Но он человек наш, карельский, и я думаю, что он намного лучше понимает Карелию, даже несмотря на погоны. Впрочем, посмотрим: для него уже есть такая длинная повестка дня нерешенных Худилайненым серьезных проблем (опять же, не только и не столько экономических), что очень скоро можно будет говорить, не забыл ли Парфенчиков за 10 лет, проведенных в Москве, что такое Карелия.
Олег Ковалев руководил Рязанской областью с апреля 2008 года. Депутат Госдумы третьего, четвертого и пятого созывов. Член партии «Единая Россия».
На посту губернатора Рязанской области Ковалева сменит Николай Любимов, недавно избранный депутатом Госдумы седьмого созыва. До этого Любимов был заместителем губернатора Калужской области и городским главой Калуги.
Председатель Совета рязанского регионального отделения движения «Голос» София Иванова:
Ковалёв отдал часть Музея-заповедника федерального значения «Рязанский Кремль», памятника истории и культуры, достояния Рязани и рязанцев, чиновникам Рязанской епархии РПЦ под их офис. Несмотря на протесты горожан и российских деятелей культуры. Уникальный иконостас Успенского собора начал необратимо разрушаться…
Большие деньги, которые выделялись на ремонт дорог, утекали в «ковалёвские ямы». Олег Иванович ввёл в регионе так называемый «ямочный ремонт» дорог – фактически это медленная смерть дорог вместо их ремонта. Самая знаменитая его яма находится в самом центре, на площади Победы. И это настоящая «притча во языцех» – последний провал на центральной магистрали города случился во время ухода Ковалёва с поста губернатора...
При Ковалёве любимейшее место многих россиян, родина поэта Сергея Есенина, село Константиново, было незаконно застроено коттеджами вип-персон нашего и не нашего региона…
Во время пожаров 2010 года Ковалёвская команда не среагировала вовремя на сигналы о бедствии, время было упущено, сотни кубометров леса сгорело, пострадали люди и их дома, выгорели целые деревни…
По рассказам друзей и знакомых, Ковалёв давил в регионе малый и средний бизнес…
Количество административных структур и чиновников при Ковалёве значительно умножилось. Чиновничьи структуры заняли самые лучшие здания в центре города…
При Ковалёве Уполномоченным по правам человека региона стал бывший начальник Академии ФСИН, тюремный генерал, по слухам уличённый в присвоении то ли двух, то ли четырёх миллионов рублей… Этот Уполномоченный писал в своих докладах о нарушениях прав человека, что основными нарушителями общественного порядка в регионе являются правозащитники и представители несистемной оппозиции, устраивающие в центре города митинги в защиту «Рязанского кремля», против фальсификаций на выборах, против нарушений в сфере ЖКХ, в защиту 31 статьи Конституции РФ и т.п. …
При Ковалёве почти не осталось независимых средств массовой информации. Пресс-служба Ковалёва способствовала «продажности» рязанских журналистов.
При Ковалёве в регионе появилась «ручная» областная Общественная палата, «прикормленные» эксперты и аналитики от политики и множество псевдо-общественных объединений типа «Корпус наблюдателей», «Клуб избирателей» и других «филиалов ЕР»...
При Ковалёве значительно сократились «зелёные зоны» города Рязани, огромный район г. Рязани Дашково-Песочня, посёлки Строитель, Никуличи, Мирный – задыхаются от выхлопов промзоны. Увеличилось количество детских и взрослых онкобольных, астматиков и аллергиков. А публичные слушанья о зелёных зонах и незаконных застройках превратились в фарс (власти научились сгонять на публичные слушанья «народные массы», голосующие «как надо»)…
Губернатор к закату карьеры бодро рапортовал о решении проблем с утилизацией отходов в п. Турлатово, а количество свалок в регионе катастрофически увеличилось.
При Ковалёве мы потеряли жемчужину нашего города – живописный посёлок Солотча. Сосновый лес, место отдыха детей и взрослых, превратился в застройку многоэтажек…
Зато Олег Ковалёв поставил памятник в центре города, на Соборной площади. Это памятник, как бы, Олегу Рязанскому – как бы славянский воин на как бы славянской лошади… Искусствоведы рассказывают, что Зураб Церетели сотворил римского воина (на всаднике римские доспехи, хвост у лошади завязан в узел на римский манер и т.д.) Ну, уж очень Олег Иванович, наверное, хотел оставить о себе память в Рязани. Оставил. Привёз памятник, поставил. Экскурсоводам на забаву…
При Ковалёве появились «чёрные списки» лиц и общественных организаций, которых нельзя не только публиковать, но даже упоминать в средствах массовой информации региона – информационная блокада как способ защиты от неудобной правды о власти. В этом списке и рязанский «Голос»... Более того, по распоряжению администрации области рязанскому «Голосу» были закрыты все официальные и коммерческие площадки для проведения круглых столов, дискуссий, Школ наблюдателя и т.п. То есть, в библиотеках, музеях, домах культуры, бизнес-центрах, зависимых от власти, нам отказывали в предоставлении помещений даже за деньги, когда узнавали, что мы представляем «Голос» или «Рязанскую Школу прав человека». Через специально для этого посаженных «журналистов» (типа «аннымаратовой») организовывались кампании травли и поливания грязью «Голоса» в социальных сетях…
После предложения, от которого директор школы, в которой я работала, не могла отказаться, в декабре 2015 года мне было предложено написать заявление об увольнении… Педагогическая деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Рязанской области при Ковалёве для меня стала невозможной…
А теперь самое главное.
При Ковалёве не было ни одних честных выборов. Размеры фальсификаций приобрели крупномасштабный характер. В технологиях фальсификаций регулярно появлялись «ноу-хау». Кроме отработанных «каруселей» и классических вбросов, переписываний списков и итоговых протоколов, махинаций с открепительными талонами и надомным голосованием, голосования за других лиц, за «мёртвых душ» и тому подобных способов «наращивания» количества «нужных» голосов на участках, были ещё и известные на всё страну «звёздочки» и «точки» на печатях в 2012 году, бригады карусельщиков-вбросчиков с персональными знаками в бюллетенях в 2013 году. Так, в результате использования поддельных печатей 6500 голосов на выборах Президента 2012 года было переписано от кандидата Прохорова кандидату Путину. Собственно, активная травля рязанского «Голоса» началась перед выборами губернатора Рязанской области 2012 года. Тогда в день голосования голос в пользу Ковалёва, по рассказам вбросчиков, стоил 100 рублей… Но, к выборам 2015 года технологии изменились: никаких скандальных каруселей и откровенных махинаций – результаты последних выборов делались заранее, за счёт административного ресурса, который Ковалёв использовать не стеснялся…
Так за что ж мне его любить-то? Пусть икает до глубокой старости. И пусть плохо спит от мук совести – мне его не жалко. А Рязань и Рязанскую область – жалко. Ковалёв приехал и уехал, а нам здесь жить.
* Генпрокуратура признала нежелательными организациями британские структуры Open Russia Civic Movement и Otkrytaya Rossia. Российская «Открытая Россия» заявила о прекращении своей деятельности из-за опасений преследований активистов.