4 ноября в штате Иллинойс пройдут выборы всех уровней власти. В США выборы от штата к штату отличаются. Специальный корреспондент газеты «Гражданский голос» Ольга Фейгина подготовила обзор предвыборной ситуации в Иллинойсе: как стать избирателем, как работают избиркомы и кто может стать членом УИК, как проходят референдумы и как избираются власти штата.
В штате Иллинойс будут выбирать всю исполнительную власть штата (губернатора, генерального прокурора, секретаря, казначея и контролера), депутатов и сенаторов регионального законодательного органа (Генеральной Ассамблеи), федеральных сенаторов и конгрессменов, судей и кучу мелких чиновников.
4 ноября в разных штатах США пройдут выборы – выборы всегда проводятся в первый вторник ноября.
Чтобы проголосовать, нужно сначала зарегистрироваться избирателем – сделать это можно было до 7 октября по почте, через интернет или лично в различных муниципальных учреждениях, предъявив две формы идентификации (например, права и счет за электричество). Успевшие зарегистрироваться до этого срока могут проголосовать или досрочно с 20 октября, или у себя на участке 4 ноября. Для остальных же открыта возможность зарегистрироваться дополнительно и также проголосовать досрочно. Ну, а для тех, кто проспит даже позднюю регистрацию, будет даже открыта возможность зарегистрироваться и проголосовать в день выборов – список мест, где это можно будет сделать, вывешен на сайте округа.
Население Иллинойса – около 13 миллионов человек, из них граждан старше 18 лет – около 9 миллионов. На выборах 2012-го года 7,5 миллионов были зарегистрированы избирателями, и более 5,2 млн проголосовали (т.е. 70% от зарегистрированных избирателей или 59% от всех взрослых граждан штата). Но 2012 был годом президентских выборов, когда явка традиционно выше. Грядущие же выборы – то, что называется «мидтермс», явка на них ожидается существенно ниже. В 2010м, например, в штате проголосовало 3,8 миллиона человек (42% граждан).
Штат поделен на 102 административные единицы – графства. Около 40% всех жителей штата живут в графстве Кук, в котором находится самый крупный город штата – Чикаго. Часто на выборах судьбу штата определяют избиратели именно этого города и графства. На президентских выборах 2012 года из 102 графств Обама победил лишь в 23х, но все 20 голосов выборщиков отошли ему, т.к. по штату перевес за Обаму составил около 840 тысяч голосов.
В одном лишь графстве Кук перевес составил 960 тысяч голосов, то есть победу Обаме обеспечил именно город Чикаго.
С прошлыми губернаторскими выборами все еще краше – текущий губернатор демократ Пэт Куинн победил только в трех из 102 графств, общий перевес над республиканским кандидатом составил 0,5% голосов (19 тысяч). В одном Чикаго Куинн набрал на 400 тысяч голосов больше республиканца Брэйди, то есть если бы по какой-то причине Чикаго не голосовал за губернатора вообще, то на выборах в 2010 году республиканец бы победил с перевесом в 12,5%.
Выборы регулируются избирательным кодексом штата Иллинойс. Главной избирательной комиссией является комиссия штата из 8 человек, нижестоящие комиссии – их 110 – находятся на уровне графства (в некоторых случаях на графство приходится по 2 комиссии – например, Чикагская избирательная комиссия не входит в избирком графства Кук), это аналог ТИКов, следующий уровень – это участковые комиссии. В каждой участковой избирательной комиссии должно быть 5 членов – 3 демократа и 2 республиканца или наоборот.
Членов комиссий катастрофически не хватает, поэтому иногда новых людей могут взять даже в день выборов.
Принадлежность к партии – это фикция, условность. Человек, заполняющий анкету на сайте комиссии, просто выбирает одну из двух партий (обязан, независимых или членов от других партий законом не предусмотрено). Более того, если в день голосования окажется, что в комиссии не хватает представителей какой-то партии, то член комиссии от другой партии просто «принесет присягу» недостающей партии.
В день голосования избирательный участок поделен на 3 зоны. Первая – список избирателей, где сидят 2 члена от разных партий и выдают избирателю бумажный бюллетень, или направляют к стойке кодирования карточек для электронного голосования. Вторая зона – кодирование и выдача карточек для КЭГов, где также сидят два члена комиссии и третья – КОИБы и КЭГи, где бедный оператор оборудования следит за всеми машинами, и выдает избирателям стикеры «я проголосовал».
В настоящий момент в Иллинойсе отсутствует требование предъявления идентификации для того, чтобы проголосовать. Если подпись избирателя не совпадает с тем, что есть в системе, то комиссия решает голосованием, выдавать ли избирателю бюллетень, но даже если комиссия решит, что перед ними не тот человек, то она все равно выдает ему электронный бюллетень, но в списке делает отметку, что человек голосует «дополнительно» по причине несовпадения подписи, а уже ТИК потом принимает решения по каждому такому случаю.
Ни одни выборы не обходятся без голосования по референдумным вопросом. В этом году в Иллинойсе голосуют за две конституционные поправки, три общештатных референдумных вопроса и еще по двум вопросам в графстве Кук. Конституция штата была принята на специальных выборах 15/12/1970. С тех пор в нее было внесено 11 поправок (последняя в 2010-м), и еще 8 поправок, вынесенных на референдум, не прошли (в основном, налоговых).
Процедура изменения конституции такова: депутат или сенатор (в Иллинойсе так же двухпалатная законодательная власть) предлагает поправку, три пятых обеих палат должны проголосовать за поправку (71 депутат и 36 сенаторов), затем поправка попадает в бюллетень на следующих очередных выборах. Поправка проходит, если за нее голосует 3/5 голосующих по вопросу или большинство, голосующих на выборах.
В этом году предлагаются следующие изменения:
1) Поправка в статью о правах человека, касающаяся прав жертв преступлений и дающая жертвам официальный статус в юридическом процессе. Например, предлагается наделить жертв правом быть уведомленными о том, запрашивает ли защита их личную информацию. Поправка также предлагает обязать судей учитывать последствия для жертв и их семей при вынесении решения о залоге и освобождении подсудимого. Последний раз конституция менялась в отношении прав жертв в 1992-м году. Генеральная ассамблея почти поголовна проголосовала за поправку (111 депутатов из 113 и 59 сенаторов из 59 голосовавших)
2) Вторая поправка более заковыристая. На первый взгляд, очень безобидная и написана из лучших побуждений: предлагается дополнить раздел конституции о выборах и избирательном праве статьей, запрещающей принятие законов, непропорционально влияющих на права граждан Иллинойса при регистрации и голосовании на основании расы, цвета, этноса, принадлежности к языковому меньшинству, национальности, религии, пола, ориентации или дохода. Вроде бы, все замечательно – как же можно быть против? На самом деле, поправка направлена на то, чтобы запретить принятие закона, требующего идентификации избирателя при голосовании – мечта «карусельщика»!. Сторонники этой поправки считают, что законы, требующие идентификации избирателя, дискриминируют бедные слои населения, потому что тем не по карману получение оной идентификации (ID – удостоверение личности – стоит двадцать долларов). Хотя для регистрации идентификация как раз требуется, и возникает много вопросов к лоббистам этой поправки. На данный момент в 31 штате из 50 существуют законы, требующие предъявления документов при голосовании, и их постоянно пытаются опротестовать.
Референдумные вопросы, в отличии от поправок в конституцию – не обязывающие, скорее, они играют роль соцопроса.
Три обще-штатных вопроса – это предложение увеличить МРОТ до $10 в час (с $8,25), предложение включить противозачаточные таблетки в страховые медицинские полисы и предложение увеличить налогообложение миллионеров на 3% (сейчас подоходный налог в Иллинойсе – это помимо федеральных налогов – составляет 5%, т.е. на сумму свыше миллиона он будет уже 8%) с целью перечисления этих денег в школы. В Иллинойсе живет 13675 миллионеров, и применения этого специального налога якобы принесет в бюджет штата дополнительный миллиард долларов. Но повышение налогов в 2011 году уже привело к рекордному оттоку жителей и бизнеса из штата (в Иллинойсе самый высокий уровень желающих из него уехать из всех 50 штатов и самое плохое финансовое положение).
Около 89% жителей штата считают коррупцию – обычным делом, и только 28% доверяют своему правительству (самый низкий показатель в стране).
Помимо этого, на уровне графства избирателей спрашивают, хотят ли они выделить деньги на программу в сфере психического здоровья и внести требование к повсеместной проверке биографических данных при получении права на ношении оружия.
Текущий губернатор – Пэт Куинн (демократ) занял это кресло после импичмента предыдущего губернатора в 2009 году, а потом переизбрался в 2010-м.
На выборах 4 ноября Пэту Куинну противостоит республиканец Брюс Раунер и либертарианец Чэд Гримм.
Вице-губернатор выбирается отдельно. Раньше, кандидатов в вице-губернаторы выбирали отдельно на праймериз, поэтому, например, Куинн попал на эту должность, будучи далеко не приятелем бывшего губернатора Благоевича. Сейчас кандидаты сами выбирают себе партнеров по бюллетеню. Если с губернатором ничего не случается, то вице-губернатор занимает должности председателя нескольких комитетов.
Помимо губернатора и вице-губернатора, в Иллинойсе еще 4 должности в исполнительной власти – выборные. Это Секретарь штата, Казначей, Прокурор и Финансовый ревизор (comptroller). Все они выбираются каждые четыре года в год, когда нет президентских выборов.
Генеральный прокурор служит адвокатом штата, если штат будут судить. С 2002 года должность занимает Лиза Мэдиган. Она является дочерью спикера нижней палаты генассамблеи Майкла Мэдигана – самого влиятельного демократа в штате. Она, в частности, инициировала процесс против ныне сидящего губернатора Рода Благоевича. Ей противостоит республиканец Пол Шимпф.
Секретарь штата ответственнен за все, что связано с выдачей водительских прав и регистрацией автомобилей, а также является главным архивариусом и библиотекарем штата. Секретарем уже 15 лет является восьмидесятилетний Джесси Уайт, ему противостоит Майк Вебстер.
Должность финансового ревизора была создана в 1970 году. В 1998 эту должность пытались слить с должностью казначея, но не смогли. Функция ревизора – давать разрешение на подписание чеков казначеем. Сейчас обе эти должности занимают республиканцы – Джуди Бар Топинка и Дэн Рузерфорд. Топинка в этом году соревнуется с текущим вице-губернатором Шейлой Саймон, а Рузерфорд не баллотируется вовсе. Вместо него от республиканцев на должность идет Том Кросс, а от демократов Майк Фрерихс
На все эти должности также претендуют кандидаты от либертарианцев.
Есть еще должность финансового аудитора – она не выборная, аудитора назначает генеральная ассамблея.
От каждого штата в верхней палате когнресса – сенате – присутствуют два сенатора. Срок их полномочий – 6 лет. Выборы сенаторов устроены так, что каждые два года переизбирается примерно треть сенаторов, и никогда оба сенатора от штата не баллотируются одновременно. Сейчас от Иллинойса сенаторы – демократ Дик Дурбин, срок полномочий которого заканчивается как раз сейчас, и он идет на переизбрание, и республиканец Марк Кирк, чьи полномочия истекают в следующем выборном цикле.
Дурбин находится в сенате уже 3 срока – то есть 18 лет (а до этого еще 14 лет в нижней палате). В Сенате он занимает важную должность лидера большинства. Ему уже почти 70 лет (хотя выглядит бодрячком). Ему противостоит Джим Обервайс – хозяин молочной империи Обервайс – и несколько непроходных кандидатов от либералов, зеленых, конституционалов. Обервайс тоже немолод, ему 68 лет.
Пока по опросам Дурбин опережает Обервайса на 12%. Дурбин считается либералом, занимает соответствующие позиции по вопросам абортов, иммиграции, был против войны в Ираке. В частности, Дурбин поддерживает закон, позволяющий нелегальным иммигрантам, прибывшим в США детьми и закончившим тут школу, получать гражданство страны. Большой борец с табаком и казино. Одновременно выступает за черные списки сайтов, занимающихся пиратством. Дурбин подверг жесткой критике пытки в Гуантанамо, за что был назван предателем.
Обервайс в настоящее время является сенатором в Иллинойсе. Бывший учитель математики, а затем биржевой брокер, Обервайс основал инвестиционную компанию, а затем выкупил семейный молочный бизнес и спас его от краха (Oberweis dairy – довольно популярная марка в Иллинойсе). Обервайс заядлый шахматист и дедушка 16 внуков. Вся его программа строится на поливании грязью конкурента-демократа, заглавная фотография на его сайте – лицо Дурбина. Обервайс обещает избавиться от неработающих федеральных программ, а затем добавляет: «Начнем с Сената – он не работает».
От либертарианцев баллотируется Шэрон Хансен, девушка 63х лет от роду, есть еще 3 кандидата от зеленых и конституционалов. Хансен выступает за лигалайз и освобождение наркоманов из тюрем, роспуск министерства образования, прекращение шпионажа со стороны нац.агентства по безопасности, а также отмену проверок в аэропорту (вернее, переложить эти проверки на авиалинии) из-за опасности подвержения рентген-лучам. А также – закрыть все военные базы США по всему миру, упразднить агентство по надзору за табаком, алкоголем и оружием.
В палате представителей от штата Иллинойс заседает 18 человек (из 435). То есть штат поделен на 18 округов, в каждом из которых проживает около 700 тыс. человек. Срок полномочий представителя 2 года, поэтому каждый предвыборный цикл переизбираются все. На данный момент из 18 представителей 12 демократов и 6 республиканцев. От девятого округа, например, в конгрессе заседает Джэнис Шаковский – плотно так заседает, с 1999 года. Ей противостоит республиканка Сюзэнн Атанус, которая утверждает, что природные катаклизмы, например, торнадо – это кара божья за разрешение однополых браков.
Самая заметная гонка за кресло представителя разворачивается в 10 округе. Он уже был представителем в 2011–2013 годах, а в 2012 его победил демократ Брэд Шнайдер с перевесом в 1 процент. Собственно, Шнайдер и сейчас противостоит ему за то же место. Он, в отличии от большинства кандидатов, родился не в Иллинойсе, но закончил там университет, после чего уехал работать в израильский кибуц. Идеологически различий у двух кандидатов немного, кроме стандартных «сократить налоги / не сокращать налоги». Оба считаются достаточно независимыми от представляемых ими партий.
Генеральная ассамблея – это законодательный орган штата, он двухпалатный, состоит из сената и палаты представителей. В Сенате 59 человек, из них сейчас 40 демократов и 19 республиканцев. В Нижней палате 118 представителей, из них 71 демократ и 47 республиканцев. Учитывая, что законы принимаются 3/5 голосов, у демократов сложилось так называемое супербольшинство, и республиканцам нужно набрать на одного представителя и на 5 сенаторов больше, чтобы его разбить.
Сенаторы избираются на срок 4 года. В этом году в 19 округах проходят перевыборы. В 12 из них кандидаты баллотируются без конкурентов, таким образом 6 демократов и 6 республиканцев уже выигрывают эти выборы. Представители палаты выбираются на 2 года и переизбираются каждые выборы. Ситуация с безальтернативными выборами здесь печальна – из 118 округов только в 47 пройдут настоящие выборы (в моем 57м в том числе). Тем удивительнее позиция независимых кандидатов – из 6 зелено-либертарианцев трое баллотируются в тех округах, где уже есть кандидаты от двух основных партий, хотя рядом округа с зияющими дырами в бюллетенях.
Кстати, о выборах без выбора. В Америке бюллетень с одним кандидатом – совсем не редкость. Например, Барак Обама выиграл свои первые выборы – за место сенатора штата в 1996 году, путем снятия всех конкурентов за….. правильно, недействительные подписи при выдвижении. Знакомо? Чикагская избирательная комиссия по жалобам кандидатов отбраковывает до 75% поданных подписей, особенно если эти кандидаты – действующие сенаторы генеральной ассамблеи. Для того, чтобы победить в таких выборах, кандидату достаточно одного голоса.
Можно еще пару слов сказать о местных «выборах», точнее том издевательстве, которое зачем-то назвали выборами. Все члены правления графства Кук переизбираются без конкурентов. То же происходит с шерифом графства и с многочисленными судьями. Все эти люди автоматически проходят на следующий срок, и зачем тратить на них место в бюллетене, не очень понятно.