Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
Владислав Постников
Специальный корреспондент издания «Молния». Екатеринбург

В Екатеринбурге уже несколько дней проходят многотысячные акции протеста против постройки храма в сквере на набережной Собора святой Екатерины. Десятки человек задержаны, стянут ОМОН и Росгвардия из соседних регионов, о ситуации пишут федеральные и международные СМИ. А всего этого могло бы и не быть, если бы гордума несколько месяцев назад согласилась на проведение городского референдума.

Предыстория

Попытка построить в городе собор имени святой Екатерины, которую православные считают небесной покровительницей города, предпринимается уже в третий раз. Оригинальный собор был взорван в 1930 году, на его месте был разбит сквер, а в 1998 году в этом сквере была построена часовня святой Екатерины. В 2010 году по инициативе новоиспеченного губернатора Свердловской области Александра Мишарина там было решено восстановить собор. Многим горожанам это не понравилось, поскольку строительство привело бы к уничтожению сквера и располагавшегося в нём фонтана. Была организована акция протеста, на которую пришло порядка 4 тысяч человек, в итоге от этой идеи отказались.

Вопрос о храме актуализировался в 2016 году, когда для него предложили другое место — прямо на акватории городского пруда, на насыпном острове. Проект храма был изменён, и уже не имел ничего общего с архитектурой исторического собора. Инициаторами выступили владельцы металлургических холдингов УГМК и РМК, а также губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

Но и это предложение значительной части горожан не понравилось, поскольку в таком случае храм нарушил бы привычную и уже сформировавшуюся панораму пруда и набережной.

Было организовано несколько акций протеста «обнимем пруд», и в октябре 2017 года и от этого варианта власти и спонсоры также решили отказаться.

Вскоре для храма нашли новое место — на берегу пруда напротив драмтеатра, в сквере между улицей Бориса Ельцина и Набережной рабочей молодёжи.

Так же как и в предыдущие два раза, это место было выбрано без широких общественных обсуждений, и представлено как уже готовое решение.

Проект храма вновь изменили — она стал более монументальным, в византийском стиле. Но в этот раз для начала строительства уже было сделано существенно больше — земельный участок в сквере был переведён в категорию земель религиозного назначения.

Первая попытка референдума

В начале 2019 года инициативная группа из 12-ти человек подала в екатеринбургский горизбирком заявку о проведении референдума по двум вопросам:

  1. «Поддерживаете ли Вы запрет на строительство объектов капитального строительства в сквере на Октябрьской (Театральной) площади в границах улиц Бориса Ельцина — продолжения улицы Боевых Дружин — Набережной Рабочей Молодёжи — Октябрьской площади в городе Екатеринбурге?»
  2. «Поддерживаете ли Вы запрет на строительство объектов капитального строительства в скверах и парках на территории города Екатеринбурга Свердловской области?»

25 января горизбирком отказал в заявке на регистрацию инициативной группы по формальным основаниям — из-за ошибок в заполнении паспортных данных её участников. Активисты устранили все недочеты и уже 30 января подали новую заявку. 11 февраля 2019 года горизбирком ее одобрил и передал на рассмотрение екатеринбургской городской думы.

Впервые в истории России заявка от инициативной группы граждан о референдуме прошла так далеко — до представительного органа местного самоуправления. Но дума на заседании 26 февраля 2019 года отказала в проведении референдума, посчитав, что поставленные вопросы не соответствуют законодательству.

Протесты в сквере

13 мая большую часть сквера огородили строительным забором, что спровоцировало стихийный протест — уже вечером в сквере были тысячи горожан, которые снесли забор и выбросили часть его секций в реку, проникнув на огороженную территорию.

На следующий день протесты усилились — вышло ещё больше людей. 15 мая корреспондент «Молнии» Владислав Постников посетил акцию и послушал — какие лозунги на ней звучали. Помимо требований вернуть сквер, убрать забор, звучали призывы всё-таки провести референдум по спорному вопросу.

Люди начали собираться в сквере в большом количестве уже около 18:00. Забор стройплощадки на тот момент уже был оцеплен сотрудниками полиции, Росгвардии и ОМОНа. На 21:30 был запланирован флешмоб — по задумке, находящиеся в эту минуту в сквере люди должны были включить фонарики, тем самым выразив своё несогласие с вырубкой сквера.

С каждым часом протестующих становилось всё больше и больше. У подавляющего большинства из них не было никаких атрибутов участия в публичном мероприятии (заявка на проведение митинга не подавалась), лишь единицы пришли с флагами и плакатами. Были всего один флаг России и несколько знамён Победы. Зато практически не прекращались речевки и скандирования, в том числе с требованием провести референдум по вопросу строительства в этом сквере.

В 21:30 состоялся запланированный флешмоб с фонариками — несколько тысяч человек подняли вверх руки с включенными источниками света. Вскоре толпа вновь начал скандировать лозунги «Мэра!», «Демонтаж!» (забора — прим. ред.), «Мы за сквер!», «Референдум!», «Это наш город!».

Ближе к полуночи ОМОН начал расширять кольцо и выдавливать находящихся в сквере. Выборочно участников акции задерживали и уводили внутрь оцепления, а затем переправляли в автозак для составления протоколов. По какому принципу выбирали тех, кого задержать — сказать сложно. Однако по заявлениям свидетелей, могли задержать любого, попавшегося под руку, в том числе тех, в чьих действиях не было никаких признаков участия в несогласованной публичной акции.

Собравшиеся в сквере

После 1:00 в сквере уже не осталось протестующих с флагами и плакатами, люди просто гуляли по территории, однако задержания продолжились. Около 01:50 был задержан корреспондент «Молнии» — в тот момент, когда он вёл видеозапись происходящего.

Удостоверение сотрудника СМИ, которое я в тот момент держал в руках, сотрудники проигнорировали, и на призывы не препятствовать законной деятельности журналиста не реагировали. По этой причине дальнейшее происходящее в сквере заснять уже не удалось.

Опрос или референдум?

На следующий день, когда уже стало понятно, что протесты не прекратятся, президент России Владимир Путин заявил, что конфликт можно решить с помощью опроса граждан. По мнению Путина, если среди местных жителей пройдет опрос, то «меньшинство должно будет подчиниться большинству». О референдуме глава государства ничего не сказал.

В российском законодательстве есть понятие опроса — оно прописано в статье 31 закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Положения этой статьи практически продублированы в статье 22 Устава муниципального образования «город Екатеринбург»:


Статья 22. Опрос граждан

  1. Опрос граждан проводится на всей территории или на части территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений городской Думой, Главой Екатеринбурга, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
  2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
  3. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется решением городской Думы в соответствии с законом Свердловской области.
  4. Решение о назначении опроса граждан принимается городской Думой.
  5. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
  6. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
  7. Но проведение опроса граждан не регулируется избирательным законодательством. При этом в Уставе Екатеринбурга также прописано право граждан на местный референдум.


Статья 12. Местный референдум

  1. В целях решения непосредственно населением муниципального образования вопросов местного значения может проводиться местный референдум.
  2. Местный референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Решение о назначении местного референдума принимается городской Думой по инициативе субъектов, установленных федеральным законом.
  3. Порядок назначения, проведения и определения результатов местного референдума устанавливается законом Свердловской области.
  4. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
  5. Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении органами государственной власти или органами местного самоуправления, их должностными лицами.
  6. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом.

При этом мы видим, что референдум проводится в соответствии с федеральным законом (в настоящее время это ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), и имеет ряд существенных отличий от опроса — в первую очередь, это обязательность исполнения принятого в ходе референдума решения, тайное голосование, и более чёткое регламентирование процедур.

Опрос же, согласно принятому екатеринбургской городской думой положению «О порядке проведения опроса граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург», по своей форме проведения больше похож на социологическое исследование, причём не анонимное — с указанием всех паспортных данных. Что, с учётом неоднократно появлявшихся в СМИ сообщений об оказании давления на бюджетников и сотрудников предприятий инвесторов проекта на выражение мнения по поводу этой стройки, может вызвать ещё большее недоверие со стороны большинства горожан.

Чем закончится противостояние сторонников сохранения сквера с застройщиками и властями сейчас сказать сложно, но проведение референдума могло бы стать путём мирного и законного решения сложившегося конфликта, а также важным прецедентом, доказывающим, что в России граждане имеют право на выражение своего мнения подобным путём — через местный референдум.

Начиная с принятия действующей Конституции в 1993 году, в нашей стране не прошло ни одного референдума по инициативе граждан.