Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
МнениеМосква25 сентября 2017, 09:18
Павел Авраамов
Научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института, наблюдатель на выборах и член ТИК с правом совещательного голоса

Две недели назад я был чист и невинен. Все мои познания о наблюдении на выборах ограничивались двадцатиминутной видеоинструкцией партии «Яблоко», а о схеме «последнего УИКа» я и вовсе не слышал.

Потеря невинности состоялась в ночь подведения итогов муниципальных выборов в Москве 10-11 сентября 2017 года. Именно тогда я познакомился с замшелой, но до сих пор работающей технологией фальсификации результатов. Схема «последнего УИКа» оказалась простой, но эффективной, как молоток. Работает она так: достаточно хотя бы одной участковой избирательной комиссии, где нет независимых наблюдателей, чтобы исказить итоги голосования так, как это нужно властям. Когда становятся известны результаты на остальных участках, последний УИК фальсифицирует данные о голосовании, чтобы изобразить нужные итоговые цифры. Корректировка может быть незаметной, если таких «неприкрытых» УИКов много, а правки вносятся по чуть-чуть то там, то сям. Если же остается всего один УИК, мы наблюдаем статистическую аномалию, которая бросается в глаза, но опротестовать ее практически невозможно. Дело в том, что в отсутствие жалоб наблюдателей результаты признаются достоверными, сколь бы странными ни были отклонения. Именно по этой причине технология до сих пор используется, когда нет никаких других путей подтасовать итоги. По аналогии с футболом можно назвать ее «фолом последней надежды». Позвольте рассказать вам на собственном примере, как это делается.

На прошедших выборах я был независимым наблюдателем и членом ТИК района Проспект Вернадского с правом совещательного голоса. Честно отработав на участке № 2741 и не заметив никаких нарушений, я отправился в ТИК, чтобы следить за подведением итогов. Здесь-то меня и ждал неприятный сюрприз. Результаты по всем десяти УИКам округа № 1 уже были сданы, а по округу № 2 отчитался лишь один из девяти. Независимые кандидаты почувствовали неладное и решили объехать УИКи, чтобы еще раз проверить, не готовится ли фальсификация. Как показали дальнейшие события, интуиция их не подвела.

Я вместе с независимым кандидатом Кирой Лукьяновой поехал на участок № 2742. Почему именно туда? Дело в том, что этот УИК оказался единственным из девятнадцати в нашем районе, который команда независимых кандидатов не смогла «прикрыть»: не хватило людей. Смешно об этом писать, но один из наблюдателей, по его собственному выражению, «поехал бухать». В результате образовалась дырка, в которую и просунули сфальсифицированные результаты. Наблюдатели с других участков отписались, что нарушений не заметили. Поэтому мы решили проверить именно УИК № 2742. 

Подъехав к школе, где проходило голосование, мы увидели членов комиссии, которые выносили опечатанные мешки с бюллетенями. Я подошел к ним, и именно тогда прозвучала фраза, суть которой я понял лишь позже: «Не там «пасете». Всё уже в ГАС «Выборы». Мы с Кирой Лукьяновой вернулись в ТИК, и там я понял, что имелось в виду. В увеличенной форме протокола были проставлены результаты голосования на УИК № 2742. Статистически невозможные, явно сфальсифицированные, но, тем не менее, официальные результаты. Разрыв между кандидатами из одной «яблочной» команды оказался просто чудовищным: Владимир Жидков — 146, Александр Сорокин — 141, Кира Лукьянова — 13! Такой результат выглядел тем более странно, что на всех остальных УИКах Лукьянова была лидером голосования и по праву претендовала на первое, максимум второе место. 

Оказалось, что разница в 11 раз между кандидатами из «яблочной» тройки, — не единственная аномалия. Больше всего голосов на этом участке набрала кандидат от «Единой России» Елена Мамаева: 163 голоса. На других УИКах она показывала очень средний результат, а здесь не только заняла первое место, но и стала абсолютным лидером среди всех кандидатов на всех УИКах района! 


Третья аномалия, выявленная на УИК № 2742 — количество голосов, отданных за коллег Лукьяновой по команде — Жидкова и Сорокина (146 и 141 соответственно). Если не считать Мамаеву, их результаты на этом участке — самые значительные по всему району (19 УИКов). Ни на одном участке ни один из 56 кандидатов не набрал больше. Объясняется это очень просто: на УИК № 2742 голосуют жители домов 10-16 по улице Удальцова. Это представители интеллигенции: профессура, киношники, предприниматели. Они активно участвуют в выборах и традиционно голосуют за «Яблоко». На этом УИКе зафиксирована самая высокая явка среди всех УИКов округа, гораздо выше средней по Москве (на 30%). На фоне рекордных результатов Жидкова и Сорокина 13 голосов Лукьяновой выглядят нелепо.

Вот он, признак схемы «последнего УИКа»: статистические аномалии посыпались, как из рога изобилия. В то же время, меня терзал вопрос: почему данные подделали так топорно? Вместо того, чтобы «утопить» всех кандидатов от «Яблока», утопили только одного, приписав его голоса «Единой России». Я долго размышлял и пришел к такому выводу: мы просто их спугнули. Разговор о том, что надо проверить этот участок, велся в присутствии председателя ТИК района Проспект Вернадского Светланы Стукаловой. Видимо, тех пяти минут, пока мы ехали на злосчастный УИК, хватило, чтобы предупредить участковую комиссию. Они запаниковали: сейчас кандидат и наблюдатель придут и проверят данные! Времени разбираться, кто к какой команде относится и кому как правильно убавить голоса, уже не было. Поэтому председатель УИК № 2742 Вера Орлинская (за ней, кстати, тянется длинный хвост из фальсификаций на самых разных выборах) вписала в протокол нужные цифры, просто посчитав их на калькуляторе и отняв голоса у лидирующего кандидата. 

Я не зря сказал в начале статьи, что опротестовать результаты голосования крайне сложно. Как только я заметил признаки фальсификации, я сразу подал жалобу на имя председателя ТИК. Было проведено экстренное ночное заседание ТИКа, где в удовлетворении жалобы отказали. Вера Орлинская, потупив взор, рассказывала, как хорошо и без нарушений прошло голосование на ее участке. Комиссия проголосовала против пересчета, хотя произвести его можно было в течение получаса.

Однако наш ТИК ждало пренеприятнейшее известие: оказывается, независимый наблюдатель на участке все-таки был! Им оказался кандидат от КПРФ Владимир Жилин, который заходил на участок и видел в увеличенной форме протокола совсем другую цифру: 83 голоса за Киру Лукьянову. Жилин согласился подтвердить свои слова в суде. Сложно сказать, была ли и эта цифра достоверной: когда Жилин пришел на участок, увеличенная форма протокола была девственно чистой. Только после его замечания туда стали вписывать данные, поэтому не исключено, что 83 голоса — это уже заниженное значение. 

Сейчас команда независимых кандидатов борется за пересчет голосов: поданы все необходимые жалобы, заявления в полицию, прокуратуру и суд. Параллельно запущена кампания на Change.org и собираются подписи под заявлениями в МГИК с требованием пересчитать голоса на УИК № 2742. Только в домах, относящихся к этому участку, более 30 человек заявили, что голосовали за Лукьянову. Им нет смысла обманывать: люди возмущены тем, как беспардонно украли их голоса. Одним словом, команда бьется за пересчет. Шансы на победу оценить сложно, но они есть: наличие свидетеля радикально меняет ситуацию. Достаточно получить запись видеотрансляции с участка в Мосгоризбиркоме, чтобы подтвердить или опровергнуть его показания. Я подал заявление о предоставлении видеозаписи, но выдадут ли ее, непонятно. По сложившейся в последние годы нехорошей традиции МГИК такие просьбы «отфутболивает».

Я же для себя вынес один очень важный урок: независимые наблюдатели на выборах просто необходимы. Иначе получится так, как вышло на Проспекте Вернадского: у лидера украли честно заработанную победу. Поэтому я собираюсь пройти обучение в «Голосе», а также привести туда столько своих друзей, сколько смогу. И на ближайших выборах, в марте 2018 года, мы будем стоять за спиной у председателя комиссии и следить, чтобы никаких нарушений не было. И уж точно мы не собираемся больше давать ему возможность использовать схему «последнего УИКа», чтобы украсть наши голоса.

Мнение выражает личную позицию автора и может не совпадать с позицией движения «Голос».